2 декабря телеканал «Дождь»*, который после начала конфликта на Украине начал вещать из Латвии, уволил ведущего Алексея Коростелева. Причиной стала произнесенная им во время вечернего прямого эфира фраза о том, что редакция канала оказывает помощь мобилизованным россиянам. После этого некоторые сотрудники «Дождя»* решили уволиться вслед за Коростелевым. В то же время спецслужбы Латвии стали еще пристальнее следить за деятельностью канала. К каким последствиям привел скандал с фразой о помощи российской армии — в материале RTVI.
Что произошло
Во время вечернего эфира 1 декабря, который вел Алексей Коростелев, журналист напомнил зрителям об электронной почте и телеграм-боте «Дождя»*, куда канал призывал отправлять информацию о нарушениях при проведении мобилизации в России.
«Мы надеемся, что многим военнослужащим, в том числе, мы смогли помочь, например, с оснащением и с просто элементарными удобствами на фронте», — произнес он.
Через несколько часов главный редактор телеканала Тихон Дзядко* написал в своем телеграм-канале, что фраза Коростелева «создает ощущение у зрителя», что «Дождь* заинтересован в оказании помощи армии России. Он заверил, что канал «не занимается и не будет заниматься помощью с оснащением российской армии — на фронте или за его пределами». По словам Дзядко*, электронная почта, адрес которой звучит в эфире, нужна для сбора личных свидетельств о нарушениях при проведении мобилизации. Кроме того, главред принес извинения зрителям и сказал, что фразу ведущего о помощи российским военным удалили из повторов и записи эфира.
Затем, в прямом эфире 2 декабря, глава информационной службы телеканала Екатерина Котрикадзе* заявила, что «Дождь»* решил прекратить сотрудничество с Алексеем Коростелевым. Она назвала это решение «очень сложным», но «единственно верным и возможным».
«Цена подобной оговорки становится в разы выше»
Впоследствии Дзядко* прокомментировал и увольнение Коростелева. Он пояснил, что журналист не читал текст по суфлеру, когда рассказывал о помощи мобилизованным, а говорил от себя. Дзядко* также подчеркнул, что в эфире «произошла ошибка»: Коростелев оговорился и «сказал не то, что он хотел сказать». Однако, по мнению Дзядко*, в нынешних условиях такая оговорка не может быть оправданием для журналиста.
«Во время войны цена оговорки, и тем более оговорки, которая у кого-то вызывает ощущение, что телеканал «Дождь»* занимается сбором оснащения и снаряжения для российской армии… цена подобной оговорки становится в разы, в разы выше», — сказал он.
По словам Дзядко*, решение уволить Коростелева — «единственно возможное в нынешней ситуации». «Эти сказанные слова, пусть это и оговорка, вводят в заблуждение часть нашей аудитории», — подчеркнул он.
Сам Алексей Коростелев, комментируя ситуацию, написал в своем телеграм-канале, что «не противится» своему увольнению, если «оно спасет телеканал и позволит <…> коллегам и дальше работать». При этом он добавил, что «не призывал к убийству [украинцев] прямо или косвенно» и «не призывал <…> покупать средства для войны для любой армии мира». Ведущий также отметил, что его «слова вырваны из контекста» и ему жаль «брошенного всеми голодного мобилизованного».
«Помогаю ли я мобилизованным, о которых шла речь в монологе? Только тем, что рассказываю о них — вы видели мои рассказы и записанные свидетельства в эфирах и в этом телеграмм-канале — помощь ли это? Я продолжу этим заниматься [помощью] по мере своих сил. Я против войны, поэтому уже девять месяцев не живу в России — странно меня подозревать в поддержке вторжения. Глупость же», — написал Коростелев.
Спецслужбы Латвии проверяют телеканал
В марте, после начала боевых действий на Украине, «Дождь»* приостановил свое вещание в России. Летом канал получил лицензию на работу в Латвии. Помимо Риги, филиалы «Дождя»* открылись в Тбилиси, Амстердаме и Париже.
Служба государственной безопасности (СГБ) 2 декабря сообщила о начале расследования в отношении «Дождя»* после слов Коростелева. В спецслужбе также заявили о недопустимости оказания любой помощи российской армии и отметили, что такие действия могут классифицироваться в соответствии со статьей 77.2 Уголовного закона Латвии («Финансирование вооруженного конфликта»).
Министр обороны Латвии Артис Пабрикс тоже раскритиковал «Дождь»* — он написал в своем твиттере, что канал должен вернуться к вещанию из России. Кроме того, по словам министра, ему сообщили, что «начался процесс» аннулирования видов на жительство сотрудников «Дождя»*.
«Чаша нашего терпения переполнена», — добавил он.
Незадолго до увольнения Коростелева латвийский Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) объявил, что оштрафовал «Дождь»* на €10 тыс. из-за показанной в эфире карты, где Крым отмечен в качестве территории России, и озвученной в эфире фразы «наша армия» про российскую армию. Председатель NEPLP Иварс Аболиньш подчеркнул, что это уже второе нарушение телеканала. После трех «серьезных нарушений» совет может аннулировать лицензию «Дождя»* на вещание в Латвии.
При этом председатель комиссии Сейма Латвии по правам человека и общественным делам Дидзис Шмитс сказал, что в комиссии эфир «Дождя»* еще не обсуждали. Он также заявил, что Латвия не должна принимать российских журналистов и призвал проверить источники финансирования телеканала. «То, что какое-то российские СМИ выступают против режима Путина, не означает, что они нам симпатичны», — сказал Шмитс.
В знак протеста с телеканала начали увольняться сотрудники
«Дождь»* самостоятельно решили покинуть как минимум три сотрудника, которые осудили решением руководства уволить Коростелева. В частности, о своем уходе с телеканала в своих соцсетях сообщили ведущий Владимир Роменский*, экономический обозреватель Маргарита Лютова, а также продюсер Дарина Лукутина.
«Дождь*, Королева-мать, но вы допустили чудовищную ошибку. „Бросили под автобус“ своего. „Отдали на заклание“ близкого», — отметил Роменский*. По словам Лютовой, для нее «Дождь»* «всегда был про гуманизм, открытость и честность». «Я считаю, что, даже будучи вынужденной, публичная реакция канала противоречит всем трем этим нехитрым принципам», — написала она.
«Я не понимаю, как можно пожертвовать сотрудником, чтобы понравиться какому-то государству, еще до того, как это государство потребовало такой жертвы. В таком контексте и я себя сейчас не вижу», — подчеркнула Лукутина.
Что говорят о скандале вокруг «Дождя»* в России
Официальный представитель МИД России Мария Захарова: «Не помогла «Дождю»* сдача Коростелева? Причем, надо было видеть, как его коллеги феерически слили. Супруга главного редактора «Дождя»*, она же главная по новостям на канале, Екатерина Котрикадзе* сдавленным голосом сообщила в эфире, что журналист Коростелев позволил мнение, которое могло создать двойственное ощущение о позиции канала. Интересно, да? Оказывается, у всего канала есть одно мнение, которого обязан придерживаться каждый корреспондент».
Бывший главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов*: «Позиция канала была в безусловной поддержке Украины (что стоило «Дождю»* закрытия в России и объявление большой группы журналистов иностранными агентами со всеми дискриминирующими последствиями). Утверждать обратное — это надо быть слепыми или нечестными. <…> Перекладывание слов журналиста на позицию всего канала является манипуляцией <…> Кадровые решения руководства, а также решения некоторых журналистов покинуть канал мне представляются поспешными».
Российская журналистка Ксения Собчак:
«Меня чудовищно бомбит от истории с увольнением <…> журналиста Алексея Коростелева. <…> Вы заранее с каким-то нелепо-скорбным выражением лица извиняетесь перед теми, кого мог обидеть ваш уже бывший коллега и увольняете его в прямом эфире. Вот в этой ситуации, когда человек от вас зависит — неизвестно, сможет ли он после работы на вас съездить, например, в Россию. А своим волчьим билетом на пустом месте вы и за границей закрываете молодому и талантливому человеку возможность заниматься тем, что он умеет лучше вас».
«Я точно знаю, что высмеиваемая вами [главный редактор Russia Today Маргарита] Симоньян билась за [журналиста телеканала Антона] Красовского, до последнего пыталась его прикрыть, вела себя как руководитель. И уволила его, кстати, только после звонка из АП с прямым и громким требованием избавиться от «этого». <…> Получается, что государственники за своих впрягаются, потому что живут по понятиям. Такие, как Тихон Дзядко* и его супруга, нет».
Глава Совета журналистов России Владимир Соловьев: «Это была очень показательная история с увольнением журналиста, который посмел хоть что-то сказать о российской армии, может быть, сам того не желая. Сразу же, как пленка в проявителе, показала: за кого, кто с кем и кто против кого работает. Вся эта декларированная свобода слова в западных странах нарушается, работает исключительно пропаганда».
- Это не первый скандал, связанный с «Дождем»*. В 2021 году журналист канала Павел Лобков рассказал, что руководство телеканала пыталось изгнать его с работы и добиться ухода с должности по собственному желанию. После этого ведущего отстранили от работы на «Дожде»*, поскольку тот, по словам главреда Тихона Дзядко*, неоднократно оскорблял коллег, публично и несправедливо обвинял телеканал и его сотрудников, а также публиковал частные переписки.
- В 2014 году на сайте «Дождя»* появился опрос с вопросом «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Из-за последовавшего скандала телеканал отключило большинство спутниковых и кабельных операторов. Впоследствии «Дождь»* удалил опрос и извинился за него.
* внесен Минюстом России в реестр иностранных агентов