Российского режиссера Филиппа Лося уволили с поста худрука Русского театра в Эстонии. Его директор Светлана Янчик рассказала ERR, что поводом для увольнения стал пост Лося в соцсетях, в котором он сравнил ситуацию с русскоязычными жителями Эстонии с притеснениями еврейского населения времен Второй мировой. RTVI связался и поговорил о произошедшем с режиссером.
— За что вас уволили?
— Все началось некоторое время назад, когда в театр пришел новый директор [Светлана Янчик]. Мы были знакомы уже несколько лет, но тут, видимо, она решила от меня избавиться. Я написал пост о том, насколько неуютно стали чувствовать себя в Эстонии русскоязычные граждане, а также обладатели паспортов России (их здесь много, около 90 тысяч). Вопреки моей воле этот пост был перепечатан одним из эстонских информационных изданий, с соответствующим комментарием и с искажением самой сути того, о чем я писал.
Эта и другие публикации вызвали, скажем так, общественную дискуссию. Я дал несколько интервью, в которых постарался извиниться перед теми, кого задело сравнение русскоязычных с евреями, которых тоже обвиняли во всех грехах накануне Холокоста. Объяснить, что никого ни в чем не обвинял, а просто поделился своей болью от нагнетаемого межнационального напряжения. Мне показалось, что в том, что происходит, есть серьезный элемент несправедливости, и что это очень опасная тенденция — искать виновных во всех экономических и политических бедах среди людей другого гражданства и национальности. Сначала таких людей дискриминируют, ущемляют, затем перестают пускать куда-то, лишают имущества. Что дальше, переселение в гетто?
— В момент публикации поста у вас заканчивался контракт на посту худрука Русского театра. Почему руководству понадобилось вас увольнять?
— Заканчивался мой пятилетний контракт худрука, однако я подписал новый — на работу в качестве режиссера. Его условия меня совершенно устраивали — это была гарантия работы в театре, по моей профессии. Поэтому разорвали не контракт худрука, а свежий контракт режиссера, который только несколько дней как должен был начать действовать.
— Как реагировали актеры и сотрудники вашего театра?
— Директор зачем-то пошла по глубоко советскому пути, собрала актеров и призвала их единодушно осудить меня и призвать меня уволиться по собственному желанию. Однако, кажется, все пошло не по плану — кто-то поддержал меня, кто-то высказался против, кто-то вообще проигнорировал это судилище.
Поэтому, когда мне теперь доводится читать в прессе слова, что весь коллектив единодушно потребовал моего увольнения, я могу ответить только, что это — манипуляция. Оказывается, я поставил под угрозу весь театр, что под угрозой его будущее. Серьезно? Из-за поста в соцсети?
— Ваша директор не права? Эстония, кажется, настроена не очень дружественно по отношению к россиянам в целом.
— Эстония при этом — демократическое государство. Конечно, здесь есть и ультранационалисты, которые периодически ставят вопрос о том, зачем вообще Эстонии Русский театр. Но большая часть общества так вопрос не ставит и мнение это не разделяет. Поэтому на основе каких-то отдельных высказываний, опять-таки, в публичном пространстве говорить о том, что будущее Русского театра под угрозой — это несколько чрезмерно. Больше похоже на желание избавиться от вполне конкретного человека под удобным предлогом.
— Как настроено общественное мнение в отношении вас? Чувствуете ли вы травлю или, наоборот, поддержку?
— Я бы сказал — нормально. Я общаюсь со многими людьми, знакомыми и незнакомыми, пытаюсь донести свою позицию. Кто-то меня понимает и принимает, кто-то говорит — Филипп, ты сказал очень резко, сравнение с Холокостом несправедливое. Вот это — нормальный уровень дискуссии. Десятки людей сказали мне — спасибо, что ты сказал о том, что нас беспокоит. Я попал в очень острую, больную общественную проблему, которую надо обсуждать, которую надо думать, которую ни в коем случае нельзя замалчивать.
— Вы связываете свое будущее с Эстонией? От вас не требуют ее покинуть? Сами в Россию не собираетесь вернуться?
— Я живу в этой стране уже пять лет вместе с сыном и планирую жить в Эстонии дальше. У меня кредит на квартиру, за которую я выплачиваю довольно большую сумму ежемесячно. Мне нравится Эстония, я выбрал эту страну для жизни пять лет назад. Мне здесь комфортно, много друзей и знакомых, я разделяю ценности этой страны. И я считаю, что совершенно нормально, когда любой человек в свободной стране может высказать свои ощущения, если видит проблему.
Конечно, все свои интересы и профессиональные планы — до недавнего времени — я связывал с Русским театром. У меня есть и другие предложения, и другие постановки, но все равно основным местом работы был Русский театр. И знаете, я много времени и сил посвятил тому, чтобы наладить здесь хорошую, интересную театральную жизнь. И мне кажется, в общем это получилось — и зрительский интерес, и отзывы, и рецензии на постановки тому подтверждение.