Режиссер и продюсер Александр Роднянский, участвовавший в создании отечественных картин «Дылда» и «Левиафан», а также иностранных проектов вроде «Облачный атлас» сестер Вачовски, на прошлой неделе продал свою российскую кинокомпанию «Нон-стоп продакшн». Как выяснил RTVI, новый владелец компании — это бизнес-партнер бывшего гендиректора фирмы Александра Пономаренко, а конечным бенефициаром компании вскоре может стать продюсер и основатель «Нон-стоп продакшн» Сергей Мелькумов. При этом сделка, по данным RTVI, была вызвана не только желанием Роднянского сосредоточиться на международных проектах и его несогласием с действиями России на Украине, но и долгами компании. За 2021 год объем обязательств «Нон-стоп продакшн» перед кредиторами и заемщиками составил более 1,8 млрд руб. Эксперты киноиндустрии отмечают, что после продажи в «Нон-стоп продакшн» наверняка сменится набор фильмов: авторское кино Александр Роднянский «заберет с собой».
5 августа режиссер и продюсер Александр Роднянский вышел из состава учредителей кинокомпании «Нон-стоп продакшн». Принадлежащие ему 99,8% компании перешли к Александру Чуканову, который в июле занял должность гендиректора фирмы.
«Я действительно больше не являюсь владельцем этой кинокомпании. Как и говорил раньше, мой профессиональный фокус полностью сместился в сторону производства международных многоязычных фильмов и сериалов для глобальной дистрибуции. Я двигался в эту сторону очень давно”, — прокомментировал RTVI сделку Роднянский. По его словам, боевые действия на Украине лишь «ускорили это движение, сделав невозможной дальнейшую работу в России». Кто именно стал покупателем и существуют ли между ними какие-то договоренности, Роднянский не пояснил.
Компания “Нон-стоп продакшн” была основана в 2005 году Сергеем Мелькумовым. В 2009 года компания Роднянского AR Films приобрела в “Нон-стоп продакшн” долю в 99%. Студия выпускает телесериалы (среди которых “Ленинград” в 2007-м, “Бесы” в 2014-м, “Чернобыль” в 2020-м, последняя на данный момент “Седьмая симфония” в 2021-м) и полнометражные художественные фильмы (дилогия “Обитаемый остров” Федора Бондарчука, “Тайна перевала Дятлова” Ренни Харлина и последний на данный момент “Мама, я дома” Владимира Битокова). При этом через компании AR Films и AR Content Роднянский участвовал в нескольких десятках зарубежных проектов, среди которых “Машина Джейн Мэнсфилд” Билли Боба Торнтона, “Облачный атлас” сестер Вачовски и Тома Тыквера и других.
Тульский строитель и долги
RTVI выяснил, что новый владелец компании — Александр Чуканов — связан работой в общих компаниях с бывшим генеральным директором «Нон-стоп продакшн» Александром Пономаренко.
По данным базы юридических лиц СПАРК, Александр Чуканов до недавнего времени интересов в медийном бизнесе не имел: все компании с его участием зарегистрированы в Тульской области и связаны со строительной и промышленной сферой. Из 9 предприятий сейчас действует только одно: ООО «Гелакси», оно производит металлические строительные конструкции.
При этом с 2009 по 2010 года Чуканов был генеральным директором ООО «ОКБ “Вымпел”», которое занималось розничной торговлей. А с 2010 по 2011 год — генеральным директором «Хомяковского экспериментального механического завода» (ХОЭМЗ). Совладельцем обеих компаний было ООО «Плазма холдинг-восток», которое, по данным ЕГРЮЛ, на 99,5% принадлежало зарегистрированному в Нидерландах Plasma Holdings Europe B.V. и на 0,5% — Александру Пономаренко.
Пономаренко был последним генеральным директором кинокомпании «Нон-стоп продакшн», до того как эту должность занял Александр Чуканов. Пономаренко и Чуканов отказались комментировать RTVI подробности сделки с Роднянским.
Трое опрошенных RTVI экспертов в киноотрасли говорят, что сделка по передаче компании Чуканову имеет признаки номинальной, и конечным владельцем «Нон-стоп продакшн» может вновь стать ее основатель, продюсер Сергей Мелькумов.
“То, что Роднянский ведет переговоры с Мелькумовым о передаче компании уже какое-то время в индустрии обсуждается. Там же дело не только в позиции Александра Ефимовича по поводу действий России в Украине, но и в том, что у «Нон-стоп продакшн» много долгов. А ему уже не хочется с ними разбираться, он давно сосредоточен на своих международных проектах”, — говорит один из собеседников RTVI.
По данным СПАРК, выручка ООО “Нон-стоп продакшн” по итогам 2021 года составила 456 млн рублей, а чистый убыток — 155 млн рублей. При этом краткосрочные обязательства компании (займы, кредиторская задолженность и др.) составляют более 1,3 млрд рублей, а долгосрочные — еще 543 млн рублей. “В отчетном году компания была фундаментально убыточна”, — говорится в СПАРК.
Сергей Мелькумов к моменту публикации не ответил на запрос RTVI.
Будущее «Нон-стоп продакшн»
«Набор фильмов там сменится очевидно, потому что он слишком зависел от личности Роднянского. То есть всякого смелого авторского кино там не будет, потому что он его, можно сказать, забрал с собой», — говорит один из собеседников RTVI в киноиндустрии. Он добавляет, что уехавшие из страны автор «Тесноты» и «Дылды» Кантемир Балагов, режиссер «Левиафана» и «Нелюбви» Андрей Звягинцев, а также постановщик «Разжимая кулаки» Кира Коваленко намерены продолжать сотрудничать с компаниями Роднянского за границей.
Эту информацию RTVI подтвердил еще один собеседник в отрасли: «Сам Роднянский, насколько мне известно, на данный момент занимается сериалом по книге Михаила Зыгаря (“Вся кремлевская рать” о Владимире Путине и его окружении) и, возможно, уже работает над англоязычным проектом Андрея Звягинцева, находящимся сейчас в начальной стадии производства”. Все свои авторские проекты Роднянский, конечно, “забрал с собой”, так что репертуар “Нон-стопа” станет проще, говорит эксперт.
Вместе с тем у “Нон-стоп продакшн” остаются в России действующие обязательства. Так, в сентябре прошлого года фирма Роднянского заключила договор о сотрудничестве со стриминговой площадкой Okko. Результатом совместной работы должны были стать не менее восьми проектов в течение четырех лет, включая экранизацию бестселлера «Код Дурова» по книге Николая Кононова, сериал о создании соцсети VK и мессенджера Telegram. RTVI направил запрос в Okko с просьбой прокомментировать будущее запланированных ранее проектов.
Один из собеседников RTVI напоминает, что “Нон-стоп продакшн” не был в числе компаний с приоритетным госфинансированием, поскольку несколько лет назад Фонд кино вывел компанию из числа «лидеров индустрии» — ежегодно обновляемого списка компаний, имеющих преимущественное право на господдержку ввиду хороших показателей. Сам Роднянский тогда был выведен из Экспертного совета Фонда кино. «У Роднянского была идея обходиться вообще без господдержки», — говорит эксперт. При этом, по его словам, последний проект, на который «Нон-стоп продакшн» просил государственные деньги в порядке дофинансирования — это «Чернобыль» Данилы Козловского.
«Я не думаю, что Роднянский будет как-то негласно руководить компанией через Мелькумова, ему это не нужно, — размышляет эксперт, — скорее он действительно сосредоточится на зарубежных проектах».