В Британии рассматривают закон, который должен изменить правила донорства в стране. Если его одобрят, то по умолчанию будет считаться, что человек согласен быть донором, если только он не отказался от этого в письменной форме.
Формальное название документа — законопроект «О донорстве органов (предполагаемое согласие)». Но у инициативы есть и другое официальное название — закон Киры и Макса.
Летом 2017 года 9-летняя Кира Болл попала вместе с мамой и братом в автомобильную аварию. Мама и брат Киры получили серьезные ранения, но выжили. Кира скончалась спустя два дня после случившегося.
Семья девочки приняла решение отдать ее органы нуждающимся — это спасло жизнь четырем людям. Среди них был девятилетний Макс Джонсон, который страдал от сердечной недостаточности, вызванной вирусным заболеванием. Максу досталось сердце Киры. Спустя почти два года он чувствует себя хорошо.
История Макса и стала поводом для новой законодательной инициативы: по умолчанию считать, что каждый британец согласен на донорство органов (речь в частности идет о сердце, почках, печени и легких), если только он не указал обратное. Сейчас ситуация прямо противоположная — человек должен дать письменное согласие на донорство, так как по умолчанию считается, что житель Соединенного королевства против этого.
В официальном письме Максу глава британского правительства Тереза Мэй пообещала, что законопроект назовут в честь него (позже Мэй встретилась с Максом лично). Мальчик попросил, чтобы в названии упомянули и Киру. «Она — настоящий герой», — сказал Макс.
Би-би-си рассказывает, что сейчас в Соединенном королевстве около шести тысяч человек находятся в очереди на получение донорских органов. В 2018 году 400 человек умерли так и не дождавшись своей очереди.
Активисты также говорят о хроническом дефиците детей-доноров органов. В интервью изданию Big Issue Джим Лински, который запустил кампанию за увеличение числа доноров, рассказал о случае, когда девочке-подростку, которой была нужна трансплантация сердца, «досталось» сердце 60-летней женщины.
The bill, more commonly known as Max and Keira’s Law, will be just a couple of stages away from coming into force in England.https://t.co/JiSUNIntAC
— The Big Issue (@BigIssue) 19 February 2019
В Великобритании возрастной порог для тех, кто готов стать донором органов — 65 лет. Лински объяснил, что дети и подростки, к сожалению, умирают достаточно часто, но после смерти их органы не могут никому спасти жизнь, так как в семьях просто не обсуждали этот вопрос и не выразили согласие на донорство.
Лински сам с детства страдает от редкого сердечного заболевания — дилатационной кардиомиопатии. При этом заболевании пациенту рано или поздно понадобиться трансплантация сердца. До 17 лет Джим так и не смог дождаться нужного донорского сердца и у него начались осложнения. К этому моменту донорские органы уже не прижились бы в организме Джима, поэтому врачи решили установить специальное устройство, которое поддерживает его сердце, но сильно стесняет его в передвижении (оно работает без подзарядки всего восемь часов).
Жизненная ситуация сподвигла Джима на то, чтобы начать кампанию, которая помогла бы как можно большему количеству людей узнать о донорстве органов.
26 февраля Палата лордов Великобритании в третьем чтении рассмотрит законопроект о донорских органах. Если в документ не внесут никаких поправок, то его останется одобрить королеве и закон Киры и Макса вступит в силу.