Крупнейший в России производитель полимеров — холдинг СИБУР, совладельцами которого являются бизнесмены Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко, планирует заняться выпуском компонентов, необходимых для создания лекарств, выяснил RTVI. Речь идет об интермедиатах, производство которых является самой сложной и дорогостоящей частью процесса изготовления препаратов. Сейчас эти вещества вообще не выпускаются в России, из-за чего в стране на 100% не локализовано производство практически ни одного лекарства. Необходимые компоненты сейчас завозятся из Индии и Китая, так что реализация планов СИБУРа позволит локальным фармкомпаниями избавиться от импортозависимости, говорят эксперты. В то же время собственные интермедиаты могут оказаться дороже зарубежных, предупреждают они.
Что за компоненты будет выпускать СИБУР
О том, что холдинг СИБУР может начать производство сырья для лекарств, RTVI рассказал источник на фармацевтическом рынке, знакомый с планами компании. По его данным, речь идет об интермедиатах — веществах, из которых потом изготавливаются субстанции для конкретных препаратов. Руководитель отраслевых продаж сегмента «Медицина» СИБУРа Ярослав Советкин подтвердил RTVI, что холдинг “рассматривает возможность” производства интермедиатов. Он уточнил, что со списком конкретных веществ компания пока не определилась, так как еще изучает рынок и ведет переговоры с крупнейшими производителями лекарств. По словам Советкина, в первую очередь “Сибур” прорабатывает выпуск интермедиатов, объем импорта которых составляет не менее 1 тыс. тонн в год. Сумму предполагаемых вложений в проект он не раскрыл.
Что такое интермедиаты
Интермедиаты относятся к микротоннажным продуктам химического производства. Они выпускаются специально для определенной отрасли и применяются для синтеза конечного вещества, например, фармацевтической субстанции. Потребность в микротоннажных продуктах, как правило, невелика, при этом для их производства используются универсальные площадки, предназначенные для выпуска большого объема веществ. Поэтому стандартным химическим производителям их изготовление невыгодно.
Советкин не исключает, что впоследствии готовые фармсубстанции будут экспортироваться в страны Ближнего Востока и Африки, которые в больших количествах закупают сырье для препаратов в Индии и Китае. Кроме того, потребителями интермедиатов СИБУРа могут стать не только фармкомпании, но и производители бытовой химии, косметики, аграрной и ветеринарной продукции.
Чем известен СИБУР
По собственным данным, СИБУР — крупнейший в России производитель полимеров и каучуков, используемых в строительстве, автомобилестроении, пищевой промышленности и других отраслях. Акционерами холдинга являются Леонид Михельсон (31%), Геннадий Тимченко (14,45%), китайские Sinopec и Фонд Шелкового пути (по 8,5%), СОГАЗ (10,6%), действующий и бывший топ-менеджмент СИБУРа (12,3% — из них у Кирилла Шамалова — 3,3%, у Дмитрия Конова — 2,59%), а также акционеры ТАИФа (15%). Согласно отчетности компании по МСФО за девять месяцев 2021 года, ее выручка за отчетный период составила 597,6 млрд руб., скорректированная чистая прибыль — 180,3 млрд руб.
Несколько ключевых российских производителей лекарств — “Р-фарм”, “Фармстандарт”, “Генериум”, “Валента фарм”, опрошенных RTVI, комментариев не предоставили. Президент “Активного компонента” (крупнейший производитель фармсубстанций в стране) Александр Семенов подтвердил RTVI, что компания предварительно говорила с СИБУРом. Речь, по его словам, шла об “одном противодиабетическом проекте”, подробностей он не раскрыл. Семенов считает, что 1 тыс. тонн одного интермедиата — слишком крупный объем производства для старта, он превышает потребность российского рынка, и для сбыта такого количества веществ придется искать покупателей за рубежом.
Почему это важно
Александр Семенов говорит, что 85-90% всех используемых в производстве российских лекарств интермедиатов являются импортными. Однако, по данным опрошенных RTVI экспертов, все может быть еще хуже. Так, гендиректор DSM Group Сергей Шуляк утверждает, что на 100% в России не локализовано производство практически ни одного препарата. Для одного из самых популярных в стране лекарств — парацетамола — требуется 60 компонентов, и лишь 10 из них производятся в России, приводит пример источник RTVI на рынке.
Всего, по данным DSM Group, в России производится около 4,5 млрд упаковок лекарств в год (включая препараты иностранных компаний, имеющие собственные или контрактные площадки), из них лишь около 15% изготавливаются из локальных субстанций. Но и для тех, в свою очередь, используются импортные интермедиаты, отмечает Сергей Шуляк. По данным Александра Семенова, только для жизненно важных лекарств (около половины всего рынка — прим. RTVI) из-за рубежа поставляется примерно 4 тыс. видов веществ.
До 2020 года интермедиаты, а также готовые субстанции было целесообразнее поставлять из Китая и Индии, где хорошо развита химическая промышленность, чем производить самостоятельно, говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Ситуация изменилась, когда на фоне пандемии коронавируса во всем мире наблюдался повышенный спрос на сырье для лекарств, при этом работа многих крупных китайских предприятий была приостановлена из-за локдауна. Тогда, по данным RNC Pharma, стоимость импортных субстанций в России выросла на рекордные 24%. Подорожали и интермедиаты, точную цифру Беспалов назвать затруднился, так как статистику по ним RNC Pharma не ведет. Сейчас ситуация обостряется усложнившейся логистикой и санкционными ограничениями.
При этом производство интермедиатов является наиболее сложным и дорогостоящим этапом получения готового лекарства, продолжает Сергей Шуляк. По его словам, такой проект может быть рентабельным, только если речь идет о гарантированно большом спросе, и одного российского рынка может быть недостаточно. Поэтому если готовые субстанции в стране хоть и в небольшом количестве, но все-таки производятся, то интермедиаты для них — нет.
Таким образом, если СИБУР не найдет дополнительные каналы реализации, в частности, экспортные, его интермедиаты могут оказаться едва ли не дороже импортных даже с учетом логистики, прогнозирует Шуляк. В результате, даже если производители лекарств перейдут на продукцию холдинга, на конечной стоимости препаратов это никак не отразится. В то же время это позволит снизить зависимость от импорта, признает эксперт.
Кроме того, с сентября 2024 года в России может заработать правило “второй лишний”, напоминает Шуляк. Оно подразумевает, что на госзакупках стратегически значимых лекарств (более 200 позиций) предпочтение будет отдаваться препаратам, чье производство ведется в России по полному циклу, то есть с учетом субстанций. Поэтому фармкомпании, реализующие свои лекарствами через госзакупки, проект СИБУРа может оказаться выгоден, резюмирует эксперт.