На саммите «большой двадцатки», который прошел на индонезийском острове Бали, состоялась первая личная встреча президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина в качестве лидеров двух крупнейших экономик мира. Диалог Вашингтона и Пекина по-прежнему отягощен противоречиями по торговле и тайваньскому вопросу, а также разным отношением к конфликту между Россией и Украиной. О чем говорили Си и Байден, смогут ли США избежать открытого конфликта с Китаем и какими принципами руководствуется Пекин в своем подходе к военным действиям на Украине — разбирался RTVI.
16 ноября закончился саммит «большой двадцатки» на Бали в Индонезии. И хотя тема украинского конфликта неоднократно поднималась в ходе дискуссий, сенсационных заявлений на этот счет в ходе саммита не прозвучало. В то же время внимание наблюдателей было приковано к встрече президента Джо Байдена и китайского лидера Си Цзиньпина, которая прошла по предложению американской стороны и стала самым запоминающимся событием саммита.
На пресс-брифинге после встречи Джо Байден напомнил, что встречается с Си не в первый раз. В 2011 году вице-президент США Джо Байден и зампредседателя КНР Си Цзиньпин встретились как вторые в иерархии власти США и Китая. Во многом встреча была «разведывательной» — Вашингтон прощупывал будущего лидера партии и государства, который крайне редко общался с лидерами других стран. В 2013 году в штате Калифорния в поместье Анненберг тогдашний президент Барак Обама принимал в неформальной обстановке «без галстуков» теперь уже председателя КНР Си Цзиньпина, пытаясь предотвратить ухудшение отношений с Китаем. Две стороны отказались от кибератак друг на друга, достигли определенного консенсуса по поводу денуклеаризации Корейского полуострова и согласились, что новая «холодная война» и «ловушка Фукидида», особо популярная среди китайских ученых-международников, никому не нужны. Си Цзиньпин даже призвал к «новому типу отношений между великими державами».
В ноябре 2014 года последовал ответный визит Обамы в Китай (Обама прибыл на форум АТЭС в Пекине), закрепивший намерения 2013 года. Стороны договорились наладить контакты между полицейскими ведомствами, совместно бороться с последствиями изменения климата. А самое главное — прекратили спор, касающийся Соглашения по информационным технологиям ВТО, который снизил тарифы, в том числе на полупроводники. Во время встречи в Давосе в самом начале 2017 года Байден и Си подтвердили курс на дальнейшее «формирование долгосрочных и стабильных отношений сотрудничества». Но это не спасло американо-китайские отношения. В 2016 году президентские выборы выиграл республиканец Дональд Трамп. На протяжении всей предвыборной гонки он говорил об опасности китайской экономической экспансии в США. 23 января 2018 года Трамп начал «торговую войну», установив тарифы на ввозимые в США солнечные батареи и стиральные машины.
О чем говорили Си и Байден
Предыдущий американо-китайский саммит прошел оффлайн в 2019 году — тоже на полях «большой двадцатки», но еще при администрации Трампа. За время президентства Байдена лидеры двух государств виделись только по видео или созванивались по телефону — всего пять раз. За это время в отношениях США и Китая накопилось еще больше вопросов. Помимо «торговой войны», объявленной Китаю Трампом, администрация Байдена ввела дополнительные ограничения на высокотехнологичную продукцию из Китая. Вдобавок к 50 компаниям, попавшим под санкции еще при Трампе в июне 2021 года, в сентябре 2022 года были введены ограничения против Nvidia и других компаний, что усложнило их работу с Китаем.
Помимо торговых вопросов, команда Байдена продолжает оказывать давление по поводу соблюдения прав человека. Кроме того, Вашингтон чуть не пересек «красные линии» Китая — обострив тайваньский вопрос визитом на остров спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси в августе 2022 года. В ответ в рамках масштабных учений китайская авиация пересекла другие линии — срединные в Тайваньском проливе.
Другой повод для обсуждения — военные действия на Украине. Китай занял нейтральную позицию, не поддержав западные санкции против России. Также Пекин воздерживается при голосовании по большинству резолюций ООН по украинскому вопросу, которые так или иначе отрицательно сказываются на российских позициях. В то же время 14 ноября, в день встречи Байдена и Си, Китай проголосовал против принятия резолюции по созданию международного реестра ущерба, причиненного Россией Украине, и необходимости создания механизма для его возмещения. Китай наращивал импорт российских углеводородов, частично удовлетворив потребности России в получении доходов от экспорта энергоносителей. Американскую сторону такой нейтралитет Китая не может устраивать.
Си и Байден встретили друг друга с улыбкой: для американо-китайских саммитов положительное позиционирование в медийном пространстве дело традиционное, учитывая, что встречи лидеров двух держав проходят нечасто. «Мы несем общую ответственность за то, чтобы показать, что Китай и Соединенные Штаты могут справиться с нашими разногласиями, не допустить, чтобы конкуренция переросла во что-то близкое к конфликту, и найти пути для совместной работы над неотложными глобальными проблемами», — заявил Байден в своей приветственной речи. Далее он отдельно упомянул, что весь мир ждет, чтобы Китай и США «играли ключевую роль в решении глобальных проблем, от изменения климата до отсутствия продовольственной безопасности».
Си ответил, что Китай извлек уроки из 50-летней истории американо-китайских отношений. «История — лучший учебник, поэтому мы должны относиться к истории как к зеркалу и позволять ей вести будущее», — заявил китайский лидер. Он добавил, что нынешняя ситуация в отношениях двух стран не соответствует коренным интересам двух народов. «Как лидеры двух крупнейших стран, мы должны наметить правильный курс для отношений между Китаем и США. Нам нужно найти правильное направление развития двусторонних отношений и поднять их на новый уровень», — считает Си.
Впрочем, что касается «ключевой роли в решении глобальных проблем», китайский лидер подчеркнул, что весь мир ожидает правильное выстраивание отношений Пекина и Вашингтона. При этом для общего развития необходимо работать и с другими странами, обратил внимание Си. Откровенные переговоры за закрытыми дверями продолжалась три часа и 12 минут. По итогам встречи совместная пресс-конференция не была проведена. Также не последовало и совместного заявления от сторон. Байден провел свой собственный одиночный брифинг и опубликовал сообщение на своем сайте, в то время как китайская сторона ограничилась публикацией заявлений на сайте китайского МИД.
Итоги переговоров по версии США
Согласно сообщению с сайта президента США, Байден объяснил, что Вашингтон продолжит активно конкурировать с Пекином, но при этом нельзя допускать перехода такого соперничества в открытый конфликт. «США и Китай должны ответственно управлять конкуренцией и поддерживать открытые каналы коммуникации», — говорится в заявлении. Было принято решение разработать принципы конкуренции, чтобы она не переросла в полноценный конфликт.
При этом стороны должны вместе работать над глобальными вопросами: угрозой окружающей среде, поддержанием глобальной макроэкономической стабильности, безопасности в области здравоохранения и глобальной продовольственной безопасности. Байден и Си договорились поручить своим чиновникам поддерживать общение по этим вопросам.
Что касается вопроса о правах человека в Китае, Байден только выразил обеспокоенность «по поводу практик КНР в Синьцзяне, Тибете и Гонконге, а также в отношении прав человека в целом». Но более жесткую формулировку «осуждения» таких практик американская сторона не использовала.
США выступили против одностороннего изменения статуса-кво любой из сторон в тайваньском вопросе. Это предполагает возможность формального согласия изменения статуса-кво при наличии согласия по обе стороны Тайваньского пролива. Иными словами, США как высказались против силового решения вопроса и повышения напряженности со стороны Пекина, так и не поддержали провозглашение независимости тайваньской администрацией. США продолжают придерживаться «политики единого Китая», заверили в Вашингтоне. Позже Байден уточнил, что не считает возможным «какую-то неминуемую попытку вторжения на Тайвань» со стороны Китая. По итогам встречи Байден и Си договорились, что в ближайшее время в Китай направится госсекретарь США Энтони Блинкен для продолжения обсуждения затронутых вопросов.
Итоги переговоров по версии КНР
Согласно публикации МИД КНР, Си солидарен с позицией, что нынешнее положение вещей в двусторонних отношениях не соответствует интересам двух народов и международного сообщества. В то же время, в отличие от Байдена, он не заявлял открыто о намерении конкурировать с США. Китаю и США необходимо обсудить, как подтолкнуть китайско-американские отношения к здоровому и стабильному развитию, которое принесет пользу обеим странам и миру, считает Пекин.
Была упомянута одна из традиционных мантр китайской дипломатии: отношения не должны быть «игрой с нулевой суммой», в которой есть победитель и проигравший. «Успех Китая и Соединенных Штатов — это возможность, а не вызов друг для друга. Мир полностью вмещает соответственное развитие и общее процветание Китая и США. Обе стороны должны иметь правильное представление о внутренней и внешней политике и стратегических намерениях друг друга и установить тон диалога, а не конфронтации, взаимовыгодного обмена», — говорится в заявлении.
При этом Китай не претендует на изменение мирового порядка, «не намерен бросить вызов США и заменить их». Но тайваньский вопрос для Пекина принципиален — в заявлении говорится о необходимости соблюдения трех совместных коммюнике, которые в 70-х годах заложили основу отношений Вашингтона и Пекина (и по итогам которых США согласились с политикой «одного Китая»). Тайваньский вопрос — «политическая основа американо-китайских отношений, красная линия, которую запрещено пересекать».
И хотя США идут по капиталистическому пути, а Китай — по социалистическому, в Китае тоже демократия, но китайского типа, сказал Си. Китаю принципиально уважение этой разницы. Также Пекин призвал свернуть «торговые» и «технологические войны» и не допустить разрыва экономических цепочек, связывающих США и Китай. «Экономики Китая и США глубоко интегрированы, перед ними стоят новые задачи развития, и они должны получать выгоду от развития друг друга, что также является общим интересом», — говорится в заявлении.
Небольшие подвижки по конкретным вопросам в отношениях Пекина и Вашингтона действительно есть. 16 ноября на полях Конференции ООН по изменению климата в Шарм-эль-Шейхе состоялась встреча специального представителя президента США по вопросам климата Джона Керри и специального посланника КНР по вопросам климата Се Жэньхуа.
Таблоид Global Times, входящий в структуру главной партийной газеты «Жэньминь Жибао», выпустил публикацию, касающуюся военной тематики. По мнению опрошенных таблоидом экспертов, в скором времени стоит ожидать восстановление диалога американских и китайских военных, который был приостановлен 5 августа 2022 года из-за визита Нэнси Пелоси на Тайвань.
Отношение КНР и США к конфликту на Украине
В официальной публикации с сайта американского президента говорится, что Джозеф Байден в одностороннем порядке осудил действия России на Украине, а Си Цзиньпин согласился с тем, что ядерная война недопустима. Стороны «подчеркнули свое несогласие с применением или угрозой применения ядерного оружия в Украине», говорится в американском заявлении. В официальном заявлении на сайте китайского МИД упоминание такой солидарности, как и тематики ядерного оружия, отсутствует.
Впрочем, китайская сторона выразила обеспокоенность «текущей ситуацией на Украине».
Си Цзиньпин еще раз напомнил, что Китай полагается на «четыре необходимости» в разрешении украинского вопроса:
— необходимость уважения суверенитета и территориальной целостности всех стран;
— соблюдение целей и принципов Устава ООН;
— серьезное отношение к разумным соображениям безопасности всех сторон;
— приложение всех усилий для мирного разрешения кризиса.
При этом Си отметил следующее:
— в конфликтах и войнах не бывает победителей;
—простого решения сложных проблем не существует;
— конфронтации между крупными державами необходимо избегать.
Китай, согласно заявлению, всегда стоял на стороне мира, будет и впредь содействовать мирным переговорам, поддерживает и надеется на возобновление мирных переговоров между Россией и Украиной. Также была выражена надежда, что США, НАТО и Европейский союз будут вести всесторонний диалог с Москвой.
На следующий день, 15 ноября, состоялась встреча российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и его китайского коллеги Ван И. Помимо обсуждения итогов XX съезда Компартии Китая, дипломаты обсудили и украинский вопрос. Согласно заявлению китайского МИД, «Китай обратил внимание» на то, что Россия «недавно подтвердила свою устоявшуюся позицию о том, что ядерная война не будет безнаказанной и не может быть развязана». Также Ван И оценил сигнал о готовности к диалогу с российской стороны и намерение Москвы возобновить выполнение соглашения по поставкам зерна через Черное море.
Как дальше будут развиваться отношения Китая и США
По мнению главного научного сотрудника Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО Василия Кашина, позиция Пекина по украинскому вопросу осталась неизменной. «Это обычная практика, когда в контактах со странами Запада Китай всегда делает акцент на своей нейтральности, а в контактах с Россией — на высоком уровне отношений Пекина и Москвы и критике Запада. Россия при этом и сама подчеркивала много раз, что не намерена применять ядерное оружие на Украине», — пояснил он RTVI.
Встреча Си и Байдена позволила настелить пол под отношениями, которые проваливались, и сейчас есть надежда, что они не будут в ближайшее время существенно проваливаться дальше, хотя бы в публичной плоскости, считает китаист, старший научный сотрудник Центра Карнеги*, советник Albright Stonebridge Group Александр Габуев. «Основной упор был сделан именно на управление рисками эскалации. Поскольку планка сейчас такова — „не поругались, и хорошо“, то на этом фоне саммит действительно успешный. Но ни одного фундаментального противоречия между США и Китаем не было разрешено», — сказал эксперт в разговоре с RTVI. Габуев отметил, что США и Китай воспринимают друг друга как соперников, это системное противоречие и системное соперничество по всем фронтам: военное, технологическое, экономическое, кто будет писать правила мировой торговли, кто будет лидером в Восточной Азии и других регионах. «Это соревнование моделей, соревнование ценностей. Поэтому такие противоречия разрешить на уровне одной встречи будет невозможно, как и поменять курс. Обе стороны считают, что они должны соревноваться и выиграть», — добавил он.
Главный вопрос — смогут ли Китай и США создать правила, которые не позволили бы конфронтации выйти из-под контроля и привести к эскалации и разрушительным последствиям в сфере экономики, либо к военному столкновению, считает Габуев. «Пока кажется, что эта встреча [на саммите «большой двадцатки»] хороший шаг в сторону разработки такого механизма. Обе стороны сделали некоторые уступки: Байден подтвердил принцип «одного Китая», Пекин каким-то образом высказал удобоваримую позицию по Украине, которую включили в американское заявление», — отметил эксперт. В дальнейшем Китай будет наблюдать за тем, какие действия США будут предпринимать в отношении ситуации вокруг Тайваня, потому что Китай относится к Вашингтону с недоверием. «В ближайшие два года мы увидим, как администрация Байдена будет работать в сложившихся условиях, и какие меры будет продвигать Конгресс, который не подконтролен администрации, особенно нижняя палата, где большинством располагают республиканцы. И у них может быть масса идей, на которые Китай не сможет не реагировать довольно жестко», — подчеркнул Габуев.
* Российский филиал ликвидирован решением Минюста