Россия возобновила вывозные рейсы для своих граждан из-за границы, но десятки тысяч россиян все равно не могут вернуться домой. Правительство пообещало выплачивать застрявшим туристам по 2400 рублей (около $33) в день. Пока же россиянам нужно искать, где переждать вынужденную отмену регулярных рейсов, когда кончились деньги и бронь в отеле. О том, как российские туристы переживают разлуку с родиной и что с ними будет дальше, — в материале Владимира Соловьева.

Пляжи, горы и привлекающие туристов мегаполисы перестали радовать тех, кто там оказался в разгар пандемии коронавируса. COVID-19 захлопнул границы, лишив людей возможности вернуться домой. С этим столкнулись граждане многих стран мира. И россияне не исключение.

Олеся Макеева, туристка из России, застрявшая на Гоа: «Мы, малоимущая семья, остались с тремя детьми без возможности выехать. А что нам сейчас делать?»

Ирина Акимова, туристка из России, застрявшая в Кении: «Мы планировали вернуться в Россию 28 марта, вместе с тем Кения 24 марта закрыла границу, и мы с 24 числа пытаемся решить вопрос по выезду, но пока безуспешно».

Таких историй — полный фейсбук и инстаграм. И всему виной не только коронавирус.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Причин много: закрытие границ в ряде государств, карантинные меры, блок-посты, введение комендантских часов, изменение визовых пропускных режимов. Началось это все не сейчас, не сегодня. Можно приводить много факторов, можно рассказывать много историй, как люди выезжали тогда, когда не надо было уже выезжать. Выводы тоже надо будет делать соответствующие. Но это все на потом».

Россиян, которые не могут улететь на родину, десятки тысяч по всему миру. И выяснилось, что сочувствуют им далеко не все.

Еще недавно возмущенная общественность обсуждала и осуждала события в украинских Новых Санжарах. Там местные жители дали бой своим согражданам, которых эвакуировали из китайского Уханя и привезли на обсервацию. Но вот теперь что-то похожее испытывают застрявшие за рубежом граждане России. Под их постами в соцсетях с призывами о помощи такие же россияне устраивают виртуальные Новые Санжары.

Впрочем, это все эмоции. Пусть и очень неприятные. Главный же вопрос сейчас: можно ли всех вернуть в Россию? Оказалось, это тот еще квест. Люди штурмуют стойки «Аэрофлота» в аэропортах, ноо улететь получается не у всех.

Вскоре после того, как власти взялись организовывать вывоз застрявших за границей россиян, стало ясно, что согласия между ведомствами нет. Сначала списки формировали в МИД: информацию собирали посольства и консульства. Потом было решено, что списками должно заниматься Минсвязи. После этого в Россию полетели рейсы «Аэрофлота» — пустые больше чем наполовину.

В среду, 8 апреля, из Нью-Йорка в Москву прибыл боинг «Аэрофлота», рассчитанный на 402 места. Но вышли из него, по разным данным, от 48 до 60 человек. При этом в аэропорту Кеннеди остались сотни россиян. Это вызвало шквал возмущения и вопросы, почему так происходит? Ответ кроется в алгоритме вывоза граждан России, который утвердил оперативный штаб по предупреждению распространения коронавируса. Возглавляет штаб вице-премьер Татьяна Голикова. Алгоритм расписывает не только вывоз людей, но и правила их ввоза в города и регионы.

8 апреля борт из НЙ

Фотография: Владимир Гердо / ТАСС

Татьяна Голикова, вице-премьер России:«На портале госуслуг размещена анкета, которую должны заполнить граждане, желающие вернуться в Россию. На основе этой информации нами будут сформированы график полетов в те страны и города России таким образом, чтобы максимально скомплектовать борты, чтобы это было в одну точку».

С чиновничьего языка на русский заявление Татьяны Голиковой переводится так: на каждый вывозной рейс теперь сажают по принципу прописки. Борт летит в Москву и Петербург, значит на него попадут москвичи, петербуржцы и жители соответствующих областей. Кроме этого фильтра, ввели еще и квоты. В Москву в сутки можно ввезти не больше 500 человек, а в любой другой регион — не больше 200. И на это у властей тоже есть причины.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Регионы, города должны быть готовы разместить и расселить этих людей, и оказать им ту помощь, в которой они могут нуждаться. Поэтому в данном случае это сочетание интересов всех и учет интересов всех — и тех, кто находится за рубежом в сложной ситуации, и тех, кто находится в России. Это ответственный подход».

Вывоз людей в четверг, 9 апреля, обсуждали на заседании Совбеза с участием Владимира Путина. В процесс вовлечены чиновники высокого уровня, которые пускают в ход все инструменты. Замглавы Минкомсвязи Олег Пак создал чат в заблокированном в России мессенджере Telegram. Он лично объясняет, кто может попасть на рейс. 10 апреля борт с двумя сотнями россиян из Ларнаки сел в московском Шереметьево, туда же прилетел борт с тайского острова Пхукет. Но проблемы только множатся.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Сложнейшая история будет с Кипром, потому что еще регион в северной части. Нужно будет людей вывозить, доставлять и так далее. И, конечно, постоянно меняющиеся требования в тех странах, где находятся люди. Идет сложнейшая подготовка по Индии. И вот вроде бы приступили уже к проработке этих вывозных маршрутов, и в один момент идет информация о том, что власти Индии полностью переформатируют вывозные требования и прием самолетов. То есть это тут же меняет весь алгоритм действий. Потому что это же квоты, связанные с регионами».

Еще есть страны, где россияне разбросаны по всей территории небольшими группами. Собрать и вывезти их — отдельная история. Тем, до кого сейчас не дотянуться, правительство выделило суточные: 2400 рублей (около $33) — на взрослого,1400 (примерно $19) — на ребенка до 14 лет. Деньги распределяет МИД.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «На вчерашний день более 4000 уже получили матпомощь, еще пару тысяч были на рассмотрении. Вторая помощь — логистическая. Где-то можно помочь лично, где-то с расселением, имея контакты с диаспорой и с РПЦ, кстати говоря. В Непале наш посол просто расселил на территории посольства, разбил палаточный городок и расселил людей там».

Когда вернут всех, кому это необходимо, предсказать не берется никто. Коронавирус на неопределенный срок и для неопределенного числа людей превратил Россию в остров «неввезения».