Канцлер ФРГ Олаф Шольц не торопится поставлять Киеву крылатые ракеты TAURUS, пишет со ссылкой на немецкие источники американская газета The Wall Street Journal. По ее данным, в Берлине опасаются, что присутствие немецких инструкторов на Украине может привести к прямой конфронтации с Россией. 22 сентября издание писало, что Германия может решиться отправить Киеву TAURUS вслед за решением США о поставке тактических ракет ATACMS. Однако координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джон Кирби заявил 27 сентября, что в Вашингтоне пока никак не могут прокомментировать возможность таких поставок. RTVI рассказывает о характеристиках этих ракет и о том, как они могли бы повлиять на ход боевых действий.

Тактические ракеты ATACMS (Army TACtical Missile System) и авиационные крылатые ракеты класса «воздух-земля» TAURUS (Target Adaptive Unitary & dispenser Robotic Ubiquity System) хотя и относятся к разным типам, но могут использоваться для одной и той же цели — точечного поражения наземных объектов, техники и живой силы.

ATACMS запускают с земли с помощью реактивных систем залпового огня (РСЗО) M142 HIMARS и M270 MLRS, ранее поставленных Украине. Помимо того, ATACMS можно запускать и с поставленных Германией и Францией РСЗО MARS2/LRU — эта система является лицензионной копией американской M270 MLRS. Главное отличие европейского варианта — она не может использовать ракеты с кассетной составляющей, что важно для Парижа и Берлина как участников Конвенции по кассетным боеприпасам, которую США не подписали.

О логике действия кассетных боеприпасов читайте в материале RTVI.

ATACMS существует в пяти модификациях:

  • Кассетный боеприпас Block I. Состоит из 950 боевых элементов (БЭ), вылетающих из кассетного боеприпаса, дальность до 165 км;
  • Апгрейд первого варианта Block IA. Тоже кассетный, вмещает 300 боевых элементов. За счет понижения количества БЭ удалось увеличить дальность до 300 км. В качестве БЭ в обоих блоках первой серии используется суббоеприпас M74 со стальной оболочкой и взрывчатым веществом. Поражающий эффект суббоеприпаса достигается за счет образования большого количества стальных фрагментов, возникающих при взрыве после столкновения с целью;
  • Кассетный Block II. В качестве БЭ используется не M74, а 13 самонаводящихся боевых элементов BAT, которые оснащены средствами целеуказания и самонаведения. Дальность стрельбы достигает 140 км;
  • Block IIA — модификация с 6 BAT. Используются усовершенствованные самонаводящиеся боевые элементы с повышенной точностью. Также увеличена дальность до 220 км;
  • Black 1A Unitary — использует не кассетный боеприпас, а обычную фугасную боеголовку.

Какие именно варианты ATACMS могут передать Украине, не уточняется, однако 7 июля советник по национальной безопасности США Джейк Салливан говорил, что Белый дом решил поставлять Украине кассетные боеприпасы.

TAURUS — это дозвуковая авиационная крылатая ракета класса «воздух-земля» немецко-шведского производства. Она используется для высокоточных ударов по защищенным или подземным целям. При этом подразумевается, что ракета должна запускаться с самолета без захода в зону ПВО противника.

В качестве носителей TAURUS могут выступить шведский многоцелевой истребитель четвертого поколения Saab JAS 39 Gripen, американские истребители-бомбардировщики компании McDonnel Douglas F/A-18 Hornet и F-15E Strike Eagle, многоцелевой истребитель четвертого поколения европейского производства Eurofighter Typhoon.

Хотя Украине пока не поставили западную авиацию, у украинских войск уже есть опыт применения других западных крылатых ракет без необходимых западных самолетов-носителей, отметил в беседе с RTVI научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. По его словам, Украина при поддержке западных специалистов смогла состыковать западные крылатые ракеты Storm Shadow и SCALP с фронтовым бомбардировщиком Су-24М, который есть на вооружении у авиации ВСУ. «Судя по всему, полетные задания для западных крылатых ракет вводятся, еще когда самолет на земле. А задача пилота — долететь до точки пуска», — объяснил он.

Ракета TAURUS существует в двух основных вариантах — KEPD-350 и KEDP-150 (Kinetic Energy Penetrating Destroyer). KEPD-350 рассчитана на поражение целей на расстоянии до 350 км. При разработке ракеты ставилась задача сделать ее способной проходить через плотную систему противовоздушной обороны на малой высоте со скоростью 0,8 Маха. Вариант KEPD-150 обладает ограниченной дальностью — 150-200 км, а его скорость достигает 0,76 Маха. В качестве боевой части используется тандемная бетонобойная боеголовка MEPHISTO (Multi-Effect Penetrator HIgh Sophisticated and Target Optimised) весом 500 кг.

Кроме MEPHISTO TAURUS может нести и другие варианты боевой части: облегченную (TAURUS KEPD 350 L), кассетную (TAURUS M) и нелетальную противорадиоэлектронную, то есть используемую для вывода из строя электроники противника (TAURUS HPM).



ATACMS и TAURUS — это не первые боеприпасы в своих категориях, которые уже направляли Украине. Так, Киеву передали крылатые ракеты британского производства Storm Shadow и их французский вариант SCALP.

Что касается альтернатив ATACMS, на вооружении у Украины есть управляемые реактивные снаряды GMLRS, которыми стреляют из РСЗО M270 MLRS и M142 HIMARS. GMLRS производится в двух основных вариантах — кассетном М30 и унитарном М31 с дальностью полета 92 км (по другим данным, до 84 км).

Как ATACMS и TAURUS могут сказаться на боевых действиях

США пока не планируют поставлять Украине ATACMS с унитарной головной частью, анонсированы поставки только кассетных боеприпасов, сказал в беседе с RTVI военный эксперт Дмитрий Стефанович. Тогда Украине будет сложнее использовать ATACMS для разрушения мостов и поражения защищенных объектов.

У российских войск есть широкий спектр систем ПВО, которые могут сбить ATACMS. «Это семейство войсковых зенитных ракетных систем противовоздушной и противоракетной обороны С-300В, а также С-400, С-300ПМ, С-350, «Буки» последних модификаций. Но насколько это эффективно будет происходить, заранее оценить сложно. Как известно, непробиваемых зонтиков не бывает», — отметил эксперт. При этом Стефанович обратил внимание на то, что США требуют от Украины не применять ATACMS за пределами территорий, которые Киев считает своими.

Что касается TAURUS, как и британских Storm Shadow и французских SCALP, дальность их полета может достигнуть и 700 км, но заявлялись и экспортные модификации, не превышающие 300 км из-за ограничений режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), отметил Стефанович. «Конечно, сейчас многие страны забывают про РКРТ из-за политической и военной целесообразности. И хотя де-факто эти крылатые ракеты могут поражать объекты на гораздо большей дистанции, чем официально заявляется, вряд ли партнеры Киева допустят их использовать за пределами той территории, что они считают украинской», — объяснил эксперт.

Режим контроля за ракетными технологиями — созданное в 1987 году неформальное объединение государств, которое предназначено для выработки ориентиров экспортного контроля ракет и других схожих по функционалу технологий. Россия участвует в объединении с 1995 года, сейчас в него входят 35 стран. РКРТ определяет, что подлежит контролю, как должен проходить информационный обмен и осуществляться вопрос лицензирования.

РКРТ выделяет две категории контролируемых товаров:

  • Товары первой категории — ракеты и беспилотные летательные аппараты с дальностью от 300 км и выше и с полезной нагрузкой в 500 кг и больше— их запрещено передавать другим государствам. Также нельзя передавать и готовые составные части таких товаров (двигатели, системы управления, программное обеспечение);
  • Товары второй категории — это все остальное. Они делятся на 18 разделов с примечаниями и исключениями, при каких условиях можно экспортировать ту или иную ракету или технологию.

По словам Стефановича, если это вооружение все-таки поставят Украине, то российские вооруженные силы скорее всего предпримут следующие действия: продолжат рассредоточение логистической инфраструктуры, будут использовать больше ложных целей, размещать на важных объектах большее количество систем ПВО и ПРО. «Важнейшая, но и наиболее сложная задача для российской стороны — действовать на упреждение, то есть не допускать запуска ракет. Уничтожать самолеты-носители или перехватывать эти ракеты на этапе подвоза ракет к самолетам-носителям», — подытожил эксперт.