Петербургское издание «Фонтанка» 7 июля опубликовало перечень музыкантов, чьи выступления нежелательны в России. Его первоисточник неизвестен, но, как полагают опрошенные RTVI эксперты, «черный список» может стать для промоутеров и крупных площадок реальным руководством к действию, независимо от его подлинности.
По словам автора «Фонтанки» он получил «черный список» от одного из концертных промоутеров. В нем 37 исполнителей и групп, среди которых Noize МС, Оксимирон, ДДТ, «Машина времени», «Аквариум», «Несчастный случай», «Земфира», Валерий Меладзе, «Каста», «Манижа», «Би-2», «Аnacondaz» и многие другие. Есть в нем и двое исполнителей, признанных иноагентами — например, Моргенштерн* и Фейс*. Рядом с каждой из позиций указана настоящая фамилия и имя солиста.
Это не первая редакция перечня. О его существовании в программе RTVI «Хроники нового мира» рассказывал основатель и продюсер фестиваля «Дикая мята» Андрей Клюкин. По его словам, первоначальный вариант включал в себя украинские группы, а также российские коллективы и исполнителей, высказавшихся против боевых действий в Украине. К его большому облегчению, там не оказалось ни одного артиста «Дикой мяты». При этом, как отмечал Клюкин, ни один из его коллег-собеседников не смог внятно рассказать, насколько этот список официален и «авторизован». На вопрос об источнике документа некоторые из промоутеров выразительно показывали пальцами наверх.
«„Черные списки“ существовали и до 24 февраля — об этом в кулуарах рассказывали разные промоутеры. Раньше в нем были те или иные коллективы с оппозиционными взглядами, — рассказал музыкальный эксперт и критик Денис Бояринов. — И, например, украинские артисты, которые и так не собирались в Россию после 2014 года — вроде „Океана Эльзы“. После 24-го их стали расширять и пополнять теми, кто занял однозначную антивоенную позицию или даже не совсем однозначную, а просто позволил себе что-то сказать на публику».
«Первоисточника у этого списка нет и не может быть, это чистый фольклор, — рассказал RTVI музыкальный продюсер, попросивший об анонимности. — Это коллекция страхов концертных промоутеров: кто-то сел и собрал всех „неблагонадежных».
По словам этого человека, он помнит подобный список, который распространялся в советские времена — в нем, что интересно, также присутствовали «Аквариум» и «ДДТ»: «Якобы его составили в каком-то комитете комсомола, хотя, конечно, никто и никогда не видел ничего подобного ни на одном официальном бланке».
Продюсер рассказал о курьезе с «советским» списком — по его словам, передавая список по рукам, подпольные музыкальные журналисты зачем-то дополнили его вымышленными коллективами, которых никогда не существовало. Однако при этом, по его словам, он был свидетелем, когда именно этим списком руководствовались представили номенклатуры, которые принуждали те или иные концертные организации отменить выступление.
Само появление перечня продюсер считает вовсе не безобидным. По его словам, уже по крайней мере две площадки отказались принимать исполнителей из «черного списка» — это фестиваль Stereoleto в Петербурге, где отменили выступление Манижи, и московский ГлавClub, где отменили выступления Манижи и «Несчастного случая», а также исключили из лайн-апа панк-фестиваля Punk Rupor группу Anacondaz. В клубе подтверждали давление со стороны госструктур. «Мы пытались», — написали представители площадки в своих соцсетях. Основатель и руководитель ГлавClub Игорь Тонких не ответил на звонок RTVI.
Негативный эффект для музыкантов отмечает и Борис Барабанов, музыкальный критик и продюсер. «Список старый и неточный, он постоянно меняется. Первоисточника как не было, так и нет, — написал он у себя в соцсетях. — А всякие региональные чиновники ориентируются уже на этот список и продолжают череду отмен, ведь „газеты не врут“, да и сослаться на них легче, чем на безымянных чиновников».
Бояринов не согласен с тем, что у списка нет первоисточника. «Считать это фольклором или произволом местных чиновников — удобная версия для властей, — сказал он RTVI. — Концерты перечисленных музыкантов, как мы видим, отменяются или попросту не происходят». Он допускает, что первоисточником списков вполне могут быть госорганы.
Арт-директор Tele-Club Group Семен Гальперин из Екатеринбурга видит ситуацию по-другому. «Отмены курируют конкретные сотрудники администрации президента, — написал он в комментариях к записи Барабанова в соцсетях. — Хватает ли у них времени отменить всё? Нет, не хватает. Рассылают ли они списки на отмену групповой рассылкой? Насколько мне известно, нет, они звонят и общаются индивидуально, стараются минимизировать общественный резонанс от отмен».
«Списка в виде официального документа с подписью и печатью, конечно, нет, — рассказал Гальперин RTVI. — Возможно, даже наверняка, какой-нибудь чиновник открыл файл и записал туда всех, кого нельзя проводить. Иначе не запомнить же всех».
С ним согласен и Денис Бояринов: «Конечно, эти списки существуют не в виде циркуляра с подписью. Это вовсе не документ. А просто звонят какие-то люди „оттуда“ и говорят заметным промоутерам — мол, этих не приглашайте или, если пригласили, то отменяйте концерт, а то „хуже будет“». Среди возможных проблем, по его мнению, внеплановые проверки санитарных и налоговых органов, или же поиски взрывчатки и наркотиков непосредственно во время (и вместо) концерта.
«Именно потому что совершенно разные госинстанции начинают действовать согласованно, слаженно и всегда достигают результата, это позволяет сделать вывод, что списки существуют. Пусть и виртуальные — некие представители власти следят за этим и очень внимательно».
«Я недавно разговаривал с директором одной из групп из нынешнего списка, — добавил Бояринов. — После того как они высказались, у них отменились все российские концерты. Состоялись только в Казахстане и в Дубае. Ни за что не поверю, что „региональные чиновники“ так четко и слаженно работают по отменам, если им не названивают из центра».
В свою очередь, анонимный собеседник RTVI обращает внимание, что отмены концертов артистов и коллективов из «черного списка» пока касаются крупных площадок, в то время как в клубах среднего калибра никто музыкантам выступать не запрещает. Но и в тут, по его словам, есть исключения. Он отметил, что во время финала Суперкубка России по футболу 9 июля должна выступить группа «Би-2», которая выйдет на сцену вместо планировавшегося ранее «Ленинграда» — ранее у дуэта были проблемы из-за отказа от выступления на фоне баннера «Za президента» в Омске. «Рано поднимать панику, надо посмотреть, как будут развиваться события», — полагает продюсер.
Крупная московская площадка Main Stage 8 июля заявила, что не планирует отменять намеченный на 24 июля концерт группы «#2Маши», указанной в списке, опубликованном «Фонтанкой».«Это какие-то списки, которые распространяют какие-то люди. Кто их написал? Чья подпись под ними стоит? Кто ответственен за этот список?», — высказался директор летней сцены Main Stage Павел Камакин в разговоре с изданием «Ридус».
* признаны в России физлицами-иноагентами