7 февраля заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная рассказала, что вирус SARS-COV-2 в будущем продолжит мутировать и это приведет к возникновению нового штамма коронавируса. RTVI спросил, что об этом думают вирусологи.
«Такое может быть», — ответила она на соответствующий вопрос журналистов.
По словам специалиста, скорее всего вирус станет более заразным, но менее опасным для человека. В таком случае, действующих мер будет достаточно, чтобы справиться с волной распространения нового штамма. Если же коронавирус мутирует в сторону более тяжелого течения заболевания, то есть шанс, что властям придется вернуть некоторые ограничительные меры, отметила Пшеничная.
О том, что коронавирус продолжит мутировать в интервью радио Sputnik рассказал и вирусолог, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта Петр Чумаков. По его мнению, в таком случае заразность SARS-COV-2 вырастет, но он станет менее патогенным. Чтобы предотвратить тяжело течение COVID-19 при заражении новым штаммом, эксперт рекомендовал сделать прививку и вовремя ревакцинироваться.
«Никаких других возможных вариантов нет»
Аналогичной точки зрения придерживается доцент кафедры инфекционных болезней с курсами эпидемиологии и фтизиатрии РУДН Сергей Вознесенский. В разговоре с RTVI он заявил, что появление новой мутации неизбежно.
«Новый штамм появится однозначно и никаких других тут возможных вариантов нет», — сказал он.
При этом вирусолог добавил, что важно внести некоторую ясность в дискуссию о возникновении новых мутаций. Он пояснил, что «дельта» и «омикрон» — это не отдельные штаммы, а целые линии мутаций, в которых содержатся десятки других штаммов.
«Поэтому появление нового штамма будет однозначно. Будет ли после линии «омикрона» какая-то другая и узнаем ли мы еще одну букву греческого алфавита? Да, это очень и очень вероятно. Но любой вирус, на мой взгляд, стремится к двум направлениям. Первое — как можно легче передаваться от одного живого существа к другому, в данном случае от человека к человеку. И второе — наносить как можно меньше вреда микроорганизму или организму человека. Так происходит, потому что, если вирус обладает высокой летальностью, в этом случае все популяции вируса, все его потомства, которые будут в организме умершего человека, также умирают и дальше не могут продолжать свой биологический цикл. Поэтому мы и видим, что каждый новый штамм становится более заразным, но менее опасным для жизни человека», — рассказал Вознесенский.
Однако, по словам эксперта, сказать точно, когда такая линия появится, пока нельзя.
Появится новый штамм не в ближайшее время. Не сегодня и не завтра. Потому что пока что линия «омикрон» чувствует себя прекрасно и имеет тенденцию распространения в России, как вы видите, очень даже неплохую. И сказать о том, что все люди им уже переболели, и мы обладаем коллективным иммунитетом, я не могу. Но с каждым случаем заболевания возникает вероятность того, что вирус будет изменяться дальше.
По его словам, даже если новая линия возникнет, человечество сможет справиться с этой проблемой. Для этого существующие вакцины от SARS-COV-2 необходимо будет доработать.
«Очень простой пример — это вакцинация от гриппа. Вакцин от гриппа великое множество, но все они делаются под контролем Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Грубо говоря, в марте-апреле ВОЗ решает, какие штаммы вируса гриппа будут доминирующими в следующем осенне-зимнем периоде. И на этом основании уже дорабатываются имеющиеся вакцины от гриппа. Очень вероятен такой же сценарий и с вакцинами против коронавирусной инфекции. Что они будут дорабатываться ежегодно и будет проводиться ежегодная ревакцинация, но уже с учетом тех изменений, которые произошли у вируса», — заключил он.
«Политика нетерпимости к коронавирусу»
Руководитель Лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков придерживается несколько иной точки зрения. В разговоре с RTVI он пояснил, что появление новых мутаций на базе «омикрона» маловероятно.
«Появление новых штаммов на базе «омикрона» уже скорее всего невозможно. Будут подштаммы, но они будут близкородственные и иммунная система будет их просто нивелировать. Новый штамм — это тот коронавирус, который сможет инфицировать людей, переболевших другими штаммами, в том числе и «омикроном». А близкородственный штамм не найдет себе человеческого ресурса, то есть того, кого он мог бы инфицировать. Нужно понимать, что «омикрон» — это такая наиболее массовая инфекция, которая, фактически, за несколько месяцев очень интенсивно инфицировала огромное количество людей. Те цифры, которые вы видите, явно недооцененные. Только российские цифры можно смело умножать на пять, просто потому что люди не репортируют свои кейсы», — рассказал эксперт.
Поэтому объем переболевших от «омикрона» будет настолько значительный, что любые близкородственные штаммы фактически не будут иметь возможности для распространения.
По словам Волчкова, гипотетически может возникнуть новая линия SARS-COV-2. Но, чтобы иметь шанс на распространение, она должна очень сильно отличаться от всех предыдущих вариантов коронавируса.
«Чтобы такой штамм появился, а такого пока нет, во-первых, нужно время, а во-вторых нужны люди, в которых он будет мутировать. Найти такую географически страну можно, но этот вариант тоже маловероятен. Такая страна — это Китай и сопредельные страны. Вместе в этих государствах проживают около 2 млрд человек. Это огромные цифры и там действительно возможно штаммообразование», — отметил он.
По словам специалиста, возникнуть новой линии мешает тот факт, что в этих странах действует «политика нетерпимости к коронавирусу», а именно — жесткие ограничительные меры.
«Насколько долго еще Китай и сопредельные страны готовы исповедовать политику абсолютной нетерпимости к коронавирусу, я не знаю. Но там, собственно говоря, проживают люди, которые практически не переболели ни одним из штаммов коронавируса. Да, они вакцинированы, но мы опять же знаем о неэффективности китайских вакцин. И тем более, что «омикрон» нам показал, что даже эффективные вакцины он хорошо преодолевает. Поэтому гипотетически возможность для штаммообразования в мире есть. Но все будет зависеть от политики этих стран. Если они будут продолжать в течение 2022-2023 года такую политику, то вряд ли это возможно. Если вдруг они по каким-то причинам начнут открываться и люди начнут болеть, возможно штаммообразование. Во всех остальных вариантах я не вижу ресурса для появления нового штамма аналогичного «омикрону»», — рассказал он.
Волчков также добавил, что, если новый штамм так и не появится, из-за закрытости названных им стран, волну «омикрона» можно назвать «концом пандемии в текущей временной фазе».
«Понятно что коронавирус никуда не денется, и «омикрон» никуда не денется. С этими 2 миллиардами людей просто вопрос отсрочки. Мы ни с чем подобным до этого времени в мире не встречались. Это уникальный эксперимент, который ставится в режиме реального времени», — заключил он.
Автор: Митрохина Екатерина