Прошедшие в Болгарии выборы президента и парламента подвели черту под режимом премьера Бойко Борисова, который практически бессменно возглавлял правительство Болгарии с 2009 года. Давний оппонент Борисова, действующий президент и сторонник улучшения отношений с Россией Румен Радев пробудет на своем посту еще пять лет, а большинство кресел в парламенте досталось антиправительственным партиям. Новым премьером, вероятнее всего, станет выпускник Гарварда Кирил Петков, выступающий за проведение антикоррупционных реформ.

Действующий президент Болгарии Румен Радев одержал победу по итогам второго тура выборов главы государства. По данным болгарского ЦИК, опубликованных в понедельник, 22 ноября, 58-летний Радев получил 66,7% голосов, обогнав своего соперника — ректора Софийского университета Анастаса Герджикова. Таким образом Радев останется на посту президента на второй срок, который начнется 22 января. В своей первой речи после победы Радев призвал парламентские партии ускорить переговоры по формированию нового правительства.

Первый тур президентских выборов состоялся 14 ноября — в тот же день, что всеобщие выборы в парламент страны. Для болгар это голосование стало уже третьим по счету за последние восемь месяцев. Предыдущие два раза — в апреле и июле — выборы не привели к созданию стабильного правительства. По итогам парламентских выборов в ноябре больше всего голосов набрала центристская партия «Продолжаем перемены», (25% и 67 мест в 240-местом парламенте). На втором месте — консервативная партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), получившая 22,8% голосов и 59 мест. Третье место заняла партия «Движение за права и свободы» (ДПС), которая выступает за защиту прав турецкого меньшинства в стране. Болгарские социалисты получили 10,2% голосов и 26 кресел.

Партия «Продолжаем перемены» начала переговоры о создании коалиции, дискуссии начались во вторник, 23 ноября. «Продолжаем перемены» рассматривает в качестве партнеров противников ГЕРБ — социалистов и партии «Демократическая Болгария» и «Есть такой народ», которые вместе будут контролировать 41 мест в новом парламенте. Если такая коалиция будет сформирована, то в сумме она может получить контроль над 134 креслами, то есть на 13 больше, чем необходимо для простого большинства. Трансляция переговоров с другими партиями будет вестись в социальных сетях, пообещали в «Продолжаем перемены».

Кто будет управлять Болгарией

Таким образом ноябрьские выборы почти наверняка похоронили надежду на продолжение правления партии ГЕРБ и ее лидера Бойко Борисова, который возглавлял страну с 2009 года. В 2016 году Радев — противник курса Борисова — победил на президентских выборах кандидата от партии ГЕРБ — спикера парламента Цецку Цачеву. Победа на выборах 21 ноября позволит ему остаться на этом посту еще пять лет. И хотя президент в болгарской политической системе не имеет широких полномочий, противники Борисова, вероятнее всего, получат контроль и над парламентом.

«[…] Переизбрание Румена Радева означает провал ГЕРБ, практически беспрерывно возглавлявшей страну с 2009 года до прошлого лета», — считает внештатный эксперт Европейского центра Карнеги за международный мир Димитар Бечев. Теперь ГЕРБ будет пытаться удержать свои позиции на местном уровне, чтобы сохранить возможность победы на национальном уровне, отметил Бечев.

Партия «Продолжаем перемены» создана двумя болгарскими выпускниками программы MBA Гарвардского университета — Кирилом Петковым и Ассеном Васильевым. Оба были назначены на посты в техническом правительстве Стефана Янева, возглавлявшего правительство вплоть до ноябрьских выборов. Петков — вероятный новый премьер-министр страны — выполнял обязанности министерства финансов, Васильев — министерства экономики. Оба выступают за реформирование страны, избавление ее от коррупции и повышению собираемости налогов. На антикоррупционной платформе делает упор и Радев — выпускник офицерской школы «Максвелл» в США, который также учился в оборонном колледже имени Раковского в Болгарии.

ГЕРБ и Борисов известны тем, что отдавали предпочтения конкретным интересам в своей работе, присуждая тем государственные конракты, констатировал в разговоре с RTVI политолог, доцент Университета национального и мирового хозяйства Пламен Ралчев. «Негодование политикой ГЕРБ консолидировало протестный электорат вокруг «Продолжаем перемены», которая по-прежнему не имеет партийной структуры, а является политической платформой для участия в выборах», — сказал аналитик. По его словам, Петков и Васильев жестко критикуют проявления коррупции со стороны ГЕРБ, однако по существу их экономические предложения мало отличаются от платформы Борисова. «»Продолжаем перемены» выступает на центристкой платформе и открыта к сотрудничеству с правыми и левыми силами, разве что не хочет взаимодействовать с ГЕРБ и партией ДПС, которую обвиняют в использовании этнической политике для собственной выгоды», — резюмировал эксперт.

По мнению аналитика компании PMG Analytics и бывшего сотрудника болгарского МВД Филипа Гунева, главная составляющая победы Петкова — его харизма, но проблема реформаторов в том, что их база поддержки сосредоточена среди либералов в столице страны. «В целом же Петков и его партнер Ассен Васильев во время своей компании повторяли одно и то же обещание: “Мы возьмем деньги у плохих парней, которые все это время воровали их у вас», — отметил Гунев в интервью Би-би-си.

    Болгария — самая бедная страна Евросоюза. Уровень ВВП на душу населения в стране составляет 55% в сопоставимых ценах от среднего уровня в 27-ми странах ЕС, следует из данных Еврокомиссии. В 2020 году уровень ВВП на душу населения в Болгарии был равен $9,99 тыс. — на $2 тыс. Больше, чем в 2009 году, но меньше, чем показатели России ($10,1 тыс.). Торговый дефицит Болгарии по итогам 2020 года составил $4,3 млрд. Главные статьи экспорта страны — очищенные нефтепродукты, медикаменты и очищенная медь. Болгария импортирует неочищенную нефть, медную руду и автомобили. Страна является одним из главных адресатов финансовой помощи ЕС. В общей сложности в 2021-207 Болгария получила от объединения 16,6 млрд евро, что эквивалентно 27% от ее уровня ВВП в 2020 году.

    В чем обвиняют Бойко Борисова

    Протестные волнения в Болгарии начались в 2020 году и вспыхивали время от времени до августа 2021 года. Эпицентром волнений стала столица страны — София, а главным требованием — отставка Бойко Борисова, его правительства, а также генерального прокурора Ивана Гешева. Еще в июне прошлого года в сети Интернет появились фото спящего Борисова в собственной спальне. Рядом с ним на тумбочке лежал пистолет и пачки купюр в 500 евро, а в ящике тумбочки находились золотые слитки. Борисов подтвердил свое присутствие на фото, но отметил, что изображения с деньгами были добавлены на фото. Он также обвинил Радева в том, что, тот сфотографировал его во сне при помощи дрона, влетевшего в спальню. В мае 2021 года бизнесмен Светослав Илчовски обвинил Борисова в давлении на него со стороны Борисова. В частности, приближенные бывшего премьера якобы препятствовали его попыткам выкупить определенные земельные участки в стране. Кроме того, Илчовски сказал, что присутствовал на встрече, где Борисов и его подопечные продемонстрировали кадры сексуального насилия над бизнесменом Миню Стайковым. Таким образом экс-премьер и его сторонники хотели напугать бизнесменов, рассказывал Илчовски. Борисов обвинения отвергает.

    Как смена власти скажется на России

    Обсуждая тему России в ходе предвыборных дебатов, Радев отметил, что «в политике существует реальность» и заявил, что Крым фактически находится под контролем России. При этом он добавил, что считает присоединение полуострова «нарушением международного права» со стороны Москвы. Радев также призвал выстраивать прагматичные отношения с Россией. «Мы не меняли политику на российском направлении уже много лет. Мы нуждаемся в более прагматичном подходе», — заявил он. Вице-президент Болгарии Илиана Иотова заявила, что и она, и Радев поддерживают восстановление саммитов Россия-ЕС, которые не проводились с момента начала конфликта на Украине. Слова Радева о Крыме раскритиковали США и Украина.

    О своей позиции по улучшению отношений с Россией Радев заявлял и ранее. Уже на момент избрания в 2016 году Радев пообещал бороться за снятие санкций с России, вдобавок критикуя ЕС за попытки превратить Болгарию в гетто для мигрантов. «В ходе предвыборной кампании [республиканец Дональд Трамп], который уже были избран [президентом], выступал за улучшение диалога с Россией. Это дает нам надежду на мирное решение конфликтов в Сирии и на Украине», — заявлял Радев.

    Впрочем, среди болгарских политиков только предшественник Радева на посту президента — президент Росен Плевнелиев — регулярно выступал с резкой критикой России. Сам же Борисов сетовал на высокие финансовые потери из-за контрсанкций Москвы в ответ на ограничительные меры, введенные ЕС на фоне конфликта на Восточной Украине. В 2018 году Борисов говорил, что намерен поднять вопрос о снятии с России санкций Евросоюза в рамках своего председательства в Совете ЕС. По мнению Димитара Бечева, и Борисов, и Радев придерживаются сходной политики в отношении России. «Его [Радева] месседж состоит в том, что Болгария может одновременно быть лояльным партнером для НАТО и ЕС, в то же время налаживая диалог с Россией. Это мало отличается от позиции Борисова», — писал эксперт.

    Комментарии Радева о Крыме не противоречат официальной позиции Болгарии и не означают, что страна станет активнее поддерживать Москву на международной арене, сказал RTVI Ралчев. Во-первых, Радев пояснил, что не считает принадлежность Крыма к России юридически законной. Во-вторых, Радев уже несколько лет говорио о том, что западные санкции не повлияли на российскую политику, а только раздражают Москву. Тем не менее это не значит, что именно сейчас Болгария будет как-то менять свою внешнюю политику, чтобы угодить России, отметил Ралчев.

    Говоря о санкциях и фактической принадлежности Крыма России в ходе президентских дебатов, Радев пытался максимально расширить свой электорат, считает Бечев. «Ему нужны все голоса. Убежденные русофилы в Болгарии входят в избирательную коалицию в той же степени, в какой и «Гарвардские парни»», — считает он.