Международный экономический форум в Санкт-Петербурге — одно из главных событий экономической и политической жизни России — проходит в этом году в 22-й раз. Мероприятие призвано привлекать политиков и инвесторов со всего мира. И с этим в последние годы (после событий в Украине) было непросто: после присоединения Крыма иностранцы предпочитали обходить форум стороной. Впрочем, этим годом в Москве могут быть довольны — форум посетили президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард.

За главными события экономического форума в Санкт-Петербурге следила наш корреспондент Марианна Минскер. В эфире RTVI она рассказала:

  • Как прошел главный день форума и его основное событие — выступление Владимира Путина. Удалось ли российскому президенту своей речью построить ощущение доверия, о котором говорится в девизе мероприятия?

  • Что российские чиновники и бизнесмены говорили в кулуарах о санкциях против России и законе о контрсанкциях?

  • Чем гостей форума на этот раз удивили на грандиозных вечеринках ПМЭФ, который известен своей насыщенной светской жизнью после серьезных заседаний?

Екатерина Котрикадзе: Международный экономический форум в Санкт-Петербурге, одно из главных событий экономической и политической жизни России, проходит в этом году в двадцать второй раз. Мероприятие призвано привлекать политиков и инвесторов, причем не только из России, а со всего мира. И с этим в последние годы, после событий в Украине, было не просто. После присоединения Крыма, которое в мире было однозначно воспринято как аннексия, иностранцы предпочитали обходить форум стороной.

Тихон Дзядко: Впрочем, этим годом в Москве могут быть довольны. Несмотря на то, что представителей Запада значительно меньше, чем в лучшие докрымские годы, в этот раз форум посетили желанные заграничные гости: президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Японии Синдзо Абе и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард.

Е.К.: На форуме в Петербурге работает наша коллега, Марианна Минскер. Наша коллега Марианна точно не бездельничает. Она присоединяется к нашему эфиру. Марианна, мы тебя приветствуем.

Марианна Минскер: Приветствую, Катя, Тихон.

Е.К.: Сегодня центральный день форума. Его основное событие — выступление российского президента Путина. Удалось ли ему своей речью построить ощущение доверия, о котором говорится в девизе мероприятия?

М.М.: Да, как раз о доверии, солидарности и сотрудничестве сегодня в зале конгрессов на пленарном заседании, эти слова звучали очень много. Об это говорили очень много. Говорили об этом и Владимир Путин, и Эммануэль Макрон. И, кстати, по мнению многих гостей, он оставил после себя очень приятные впечатления. Не только потому, что цитировал Толстого и Солженицына.

Так же о доверии говорили и Кристин Лагард, и Синдзо Абе, и зампредседателя Китая. Но тут, коллеги, гораздо интереснее, что звучало между строк. А между строк все-таки звучало, по крайней мере, у Путина, читалось, что правила игры изменились, и теперь новые правила. Это отсутствие правил. Точнее, это несоблюдение. По крайней мере, такое мнение сложилось у некоторых участников форума. Многие в это усмотрели намеки в сторону США.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

М.М.: В кулуарах некоторые гости говорили, что по тому кругу людей, который собрался и участвовал в заседании, прослеживаются некие попытки объединения усилий России, Европы и Азии против США, против Дональда Трампа конкретно. По крайней мере, такое мнение сложилось у некоторых участников форума. Даже ведущий, модератор, в самом начале заседания пошутил, что у Трампа есть удивительная способность: он умеет объединять людей против себя. Но, справедливости ради, надо отметить, что такие сигналы считали далеко не все участники форума.

Сергей Лисовский, сенатор: Главное, мне кажется, что Европа решила с нами договариваться. И то, что Владимир Владимирович, мне кажется, нашел правильный тон. И то, что люди приехали: два президента и представитель Международного валютного фонда. Это говорит о том, что все-таки понимание того, что Россия — это часть глобального мира, и, что такое, прямо скажем, тупое санкционное давление, оно не срабатывает и вредит отношениям всех сторон.

Рустэм Марданов, председатель правительства Республики Башкортостан: С тем, чтобы сохранять тот режим доверия, который существует или возник между государствами и между компаниями. А то, что касается общей позиции, она, скорее, не против Соединенных Штатов. Она, скорее, направлена на то, чтобы сохранить Соединенные Штаты в этих рамках, постараться достичь таких соглашений, которые не подрывали бы существенно мировой порядок и создавали бы стабильные условия для ведения бизнеса.

Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций: Фактически, в первый раз лидеры Европы, Азии, России абсолютно четко сказали, что санкционная политика не работает, что все устали от однополярных санкционных действий. Я, честно говоря, не ожидал, что президент Макрон так это четко озвучит, но это, действительно, очень переломный момент.

Т.Д.: Конечно, все эти разговоры о доверии, Марианна, между Россией и Западом в последние годы звучат двусмысленно. Ведь, очевидно, что западные страны вводят санкции против Москвы, а она, Москва, отвечает контрсанкциями. Как раз сейчас готовится в Госдуме новый пакет. Однако с трибун форума, насколько я понимаю, российские чиновники об этом мало говорили накануне и сегодня. Очевидно, об этом говорили в кулуарах. Что? Расскажи нам.

М.М.: Да, Тихон, с трибун очень мало и очень неохотно говорили не только о санкциях, но, вообще, о любом негативе. Чиновники были показательно оптимистичны. Я лично спрашивала очень многих и про санкции, и про контрсанкции. Спрашивала о том, должно ли государство поддерживать компании бизнесменов, попавших под санкции. Я предлагаю послушать, что сказал на этот счет Герман Греф.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

М.М.: С Грефом как раз многие были солидарны. А вот мнение по поводу того, нужно ли России отвечать на санкции, вводить контрмеры, здесь мнения разделились. Они говорили, что да, надо бить в ответ, а другие говорили, что лучше отвечать ускорением экономического роста.

Олег Вьюгин, экономист: Если мы будем вводить какие-то контрсанкции, то появятся интересанты, то есть европейские и западные компании, которые от этого страдают. Они будут толкать своих политиков к тому, чтобы отказаться от санкционной политики. Сейчас очень хорошо видно, что этот механизм практически не работает. Потому что основным источником санкционной политики являются Соединенные Штаты. Товарооборот с Соединенными Штатами — двадцать три миллиарда долларов. Для Соединенных Штатов это вообще ничего. Поэтому лоббизм тех, кто вовлечен в российский бизнес, он недостаточно сильный.

М.М.: Еще мне хотелось бы отметить, что главной звездой этого питерского форума, конечно, не считая глав государств и Владимира Путина, был единодушно признан Алексей Кудрин. Он был очень конкретным, острым и отвечал конкретно на вопросы, в отличие, например, от многих чиновников. Я предлагаю послушать фрагмент утренней полемики Алексея Кудрина.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

М.М.: Но, вообще, Питерский экономический форум по ощущениям многих людей, с кем мне удалось здесь в кулуарах переговорить, все меньше становится экономическим и бизнесовым, и все больше уходит в сторону политики. Даже если посмотреть по тем спикерам, которые были заявлены, которые здесь присутствовали, это, в основном, чиновники и представители крупного государственного бизнеса, крупных госкорпораций. Частного бизнеса очень мало. Представителей иностранных компаний еще меньше. Понятно, с чем это связано.

Кстати, в этом году число участников, как я уже говорила, число тех, кто купил пакеты, на двадцать процентов ниже, чем в прошлом году. А в целом, в кулуарах, конечно, преобладают разные настроения. Если у одних есть ощущение тревожности что ли, поскольку, очевидно, нет в правительстве никаких системных решений, экономика не улучшается, и похоже, что плана «Б» у правительства просто нет, то другие были вполне оптимистичны. Они говорили о том, что диалог между Россией и странами Запада восстанавливается. Поэтому как-то с надеждой на лучшее здесь присутствовали. Остается только надеяться, что правы последние.

Е.К.: Мы тоже с надеждой на лучшее всегда, конечно. Напоследок не могу не спросить о хорошем. Форум в Петербурге — это всегда и насыщенная светская жизнь. После серьезных заседаний, как в этот раз обстоят дела с вечеринками?

М.М.: О да, Катя. Тебе бы здесь явно понравилось. Потому что в дни Питерского форума в Питере очень веселая и насыщенная ночная жизнь. Здесь проходят десятки вечеринок, приемов, различных встреч. Причем на любой вкус. Начиная от концерта Валерия Гергиева в Шуваловском дворце, до концерта Земфиры, который организовала компания «Коммерсантъ». Кроме того, на самые престижные мероприятия, конечно, попасть практически нереально. Там вход строго по пропускам. Причем списки, по слухам, утверждает топ-менеджмент компаний.

Самые престижные, по традиции, это, конечно, банковские мероприятия. Это вечеринка Сбербанка, ВТБ. Там, кстати, накануне пела группа «Звери». Ну и, пожалуй, самое желанное мероприятие этого Питерского форума — это концерт Робби Уильямса, который организовала компания «Мегафон» в честь своего двадцатипятилетия. И даже Guardian написала о том, что счастливчики могут услышать песню «Party Like a Russian» (Веселись как русский). Веселье продолжится и сегодня на концерте группы «Несчастный случай», а также уже поздно вечером у Михаила Прохорова традиционная Shatush, куда я и направляюсь прямо сейчас.

Е.К.: Неплохо.

Т.Д.: Спасибо. На прямой связи из Петербурга была наша коллега Марианна Минскер.

М.М.: Коллеги.