Михаил Ходорковский закрыл свой главный оппозиционный медиапроект в России —Центр управления расследованиями — после того, как в сеть попала внутренняя переписку редакции. Из нее стали известны подробности того, как ЦУР готовил поездку в Африку, которая закончилась гибелью журналистов Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко. Кто и как продолжит расследование, выяснял корреспондент RTVI Сергей Морозов.

Михаил Ходорковский, основатель ЦУР: «По результатам изучения всех доступных мне материалов и обсуждения результатов с опытными журналистами-расследователями, я пришел к выводу, что существенной ошибкой при подготовке поездки стал подбор человека на месте (фиксера). Ответственность за эту ошибку и в целом за качество подготовки поездки частично лежит на продюсерской группе ЦУРа. Даже частичная ответственность — это слишком много в такой ситуации. Поэтому я принимаю к сведению заявление об отставке главреда ЦУР Андрея Коняхина и прекращаю, в качестве инвестора, поддерживать проект Центр управления расследованиями».

Поиск убийц Ходорковский будет вести уже без помощи ЦУРа — он заявил, что уже нашел помощников в Центральной Африке. Бывший главный редактор ЦУРа тоже не собирается останавливать поиски, но теперь уже как частное лицо.

Андрей Коняхин, главный редактор ЦУР: «Всем, кто нас читал и смотрел. ЦУРа больше нет. И меня как главного редактора. Не могу больше написать ни слова о том, что не связано с убийством наших друзей в Африке. И не буду, пока не найду всех причастных. Несу всю ответственность. Теперь как независимый корреспондент буду искать этих тварей, которые убили группу».

Всего два дня назад Андрей Коняхин заявил RTVI, что ЦУР продолжает искать загадочного Мартина — мнимого сотрудника ООН, который мог заманить журналистов в ловушку.

Андрей Коняхин, главный редактор ЦУР: «Самый главный объект расследования — это Мартин. И вы это понимаете. И все это понимают. И сотрудник ФАН, который его предоставил. То, что водитель был рекомендован Мартином и Мартин его прислал, — это факт. Но что это за водитель, никто не знает. На голосовую связь он не выходил».

Редакционный чат о подготовке поездки слило в интернет агентство ФАН, позже Би-би-си перепечатало переписку редакции с Мартином: из публикации следует, что Мартин сначала убедился, что журналисты сели в машину с его водителем, потом прочел, что они в пути, а потом выключил телефон.

Переписка продюсера с Мартином:

Мартин: Группа еще в аэропорту? Как нам их найти?

Продюсер: Привет! Они сейчас в Банги. Я думаю, лучше поговорить с ними.

Мартин: Где они точно? Я пришлю машину.

Продюсер: Они напишут вам в WhatsApp. Они сейчас в отеле «Националь». Они напишут. Или, пожалуйста, напишите вы им.

Мартин: Я послал туда машину.

Это последнее сообщение — Мартин обрывает связь еще ночью, когда никто, кроме нападавших, не знает, что журналисты убиты. В 9 утра выживший водитель только добежал до блокпоста ООН, Москва пишет Мартину — «встретились ли вы?» — а Мартина уже нет.

Журналисты Би-би-си с помощью специальной программы посмотрели, под какими именами номера водителя и Мартина значатся в записных книжках других пользователей — контакты обоих нашлись только у одного человека, и он написал напротив них не имена, а цифры — 2940 и 2941.

Михаил Ходорковский создал сеть своих медиа в конце 2016 года, объявив, что на каждое будет тратить от 5 до 30 миллионов рублей в год. ЦУР был одним из самых «зубастых»: он публиковал данные о коррупции в российской власти, о друзьях Путина. Материалов об Игоре Сечине хватило на целый фильм, а еще ЦУР открыл, что разработчик яда «Новичок» Леонид Ринк был связан с российскими спецслужбами и экзотическими сирийскими бизнесменами. Откроет ли Ходорковский новое агентство расследований вместо закрытого ЦУРа, неизвестно; в России уже действует его «Центр досье», но у него более узкая специализация: поиск информации о российской верхушке.