Литва начинает строительство стены на границе с Беларусью, чтобы остановить резко возросший поток мигрантов из стран третьего мира. Во сколько обойдется задумка, есть ли в ней практический смысл и почему в Литву устремилось столько нелегалов — в материале RTVI.
Как сообщила у себя в фейсбуке глава МВД Литвы Агне Билотайте, пока речь идет о барьере из колючей проволоки. Работы обойдутся в €4,8 млн. Позже будет построена и реальная стена, на которую планируется потратить €41 млн. Ее протяженность составит 550 километров (протяженность белорусско-литовской границы — 679 километров).
2 июля в связи с наплывом мигрантов в стране было введено чрезвычайное положение. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните обвинила белорусские власти в «гибридной атаке». Она заявила, что стена «станет явным знаком и определенным сдерживающим фактором для тех, кто организует поток нелегальных мигрантов».
Литва усилила охрану границы, к работе были привлечены военные. В ближайшие дни планируется принять и ряд законодательных решений. Среди них — сокращение срока рассмотрения прошений об убежище до 10 дней. Это, по словам Билотайте, ограничит передвижение мигрантов до того, как будет вынесено решение суда.
По последним данным, к началу июля на границе двух стран были задержаны более 1500 нелегальных мигрантов — в 19 раз больше, чем за весь 2020 г. Большинство из них — уроженцы стран Ближнего Востока (в основном Сирии, Ирака, Афганистана) и Африки.
«Лукашенко хочет показать свою значимость»
В конце июня Александр Лукашенко заявил, что Беларусь не будет больше защищать Европу от нелегальной миграции, наркотрафика и контрабанды.
«Сегодня они (страны Запада) взвыли. Ах, белорусы их не защищают. В Литву, Латвию и в Польшу ринулись тысячи и тысячи нелегальных мигрантов. Они требуют от нас защитить их от контрабанды, от наркотиков. Аж из-за Атлантики слышен сигнал: помогите, как это было прежде, задержите ядерные материалы, чтобы они не попали в Европу. Так и хочется спросить, вы что там, очумели вообще? Вы против нас развязали гибридную войну и требуете, чтобы мы вас защищали, как и прежде?»
Многие эксперты сходятся во мнении, что резко возросший поток мигрантов стал местью Лукашенко за санкции ЕС, которые были наложены на страну вскоре после ареста бывшего главного редактора НЕХТА Романа Протасевича и его девушки.
«Такой асимметричный ответ можно расценивать как попытку официального Минска поквитаться за наложенные ЕС санкции в отношении Лукашенко и его окружения, что делает Литву и ЕС уязвимыми в краткосрочной перспективе», — заявил RTVI Кирилл Касцян, доктор права, эксперт расположенного в Чехии Международного центра исследований этнического и языкового разнообразия (ICELDS).
По мнению белорусского политолога Дмитрия Болкунца, открыв мигрантам путь в ЕС, Лукашенко намерен продемонстрировать европейцам свою значимость. «Он хочет доказать Европе, что без него ни один вопрос решаться не может. Он хочет показать, что все решения, которые сейчас принимаются, абсолютно вредны для стран-соседей, и таким образом он хочет заставить их с собой считаться».
Как полагает Болкунец, единственное, что в нынешних условиях может сделать Европа, — это усиление санкционного давления на белорусские власти.
Литовский политический обозреватель Виктор Денисенко опасается, что нынешний миграционный кризис «кремлевская и подвластная ей Белорусская пропаганда попытаются использовать в информационных атаках против Литвы и ЕС».
«По аналогии с пропагандой, связанной с ковидом, которая уже неплохо изучена, можно ожидать беспочвенных утверждений, что данный миграционный кризис похоронит европейскую солидарность, что Литва осталась один на один с проблемой, что эта проблема экономически похоронит Литву и т.д. Также с большой долей вероятности можно ожидать наплыва фейковых новостей о преступлениях мигрантов в Литве с целью усилить неприятие мигрантов в литовском обществе, взрастить страх по отношению к ним, а заодно и социальную напряженность», — сказал Денисенко RTVI.
«Мы не говорим с вами о куске бетона»
Насколько эффективным будет строительство стены? Принесет ли она желаемые результаты? Литовский политолог, аналитик Центра исследований Восточной Европы Максимас Милта в первую очередь обращает внимание на тот факт, что речь идет не просто о стене, а о целой высокотехнологичной охранной системе, которая пройдет вдоль большей части границы.
«Стена как средство является одним из элементов охраны границы. Мы не говорим с вами о куске бетона. Это системы, которые 24 на 7 наблюдают за границей с помощью специальных дронов, системы радаров и системы реагирования на приближение к стене как таковой».
Виктор Денисенко также считает, что эта мера точно «не повредит»: она поможет в борьбе не только с нелегальной миграцией, но и с потоком контрабанды сигарет и алкоголя с территории Беларуси.
Менее оптимистично задумку литовский властей оценивает Кирилл Касцян:
«Если стена и поможет, то лишь частично, поскольку она сделает переход мигрантов через границу более сложным. Но она никак не повлияет на действия властей Беларуси, которые ослабили контроль за пересечением белорусско-литовской границы, а также на репутацию данного участка границы ЕС как достаточно легкого для нелегального пересечения».
RTVI отправил запрос в МВД Литвы, чтобы получить комментарий по поводу строительства стены, но к моменту публикации материала ответа мы не получили.
Литва ждет помощи от Ирака
Литва ведет переговоры с иракской стороной. Два основных направления работы — реадмиссия, то есть отправка мигрантов на родину, и идентификация нелегалов, поскольку многие из них пересекают границу, не имея при себе никаких документов. 9 июля министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис провел телефонный разговор со своим иракским коллегой Фуадом Хусейном. В скором времени глава МИД прибалтийской страны должен отправиться на переговоры в Багдад.
Многие литовские политики и эксперты полагают, что поток мигрантов был создан искусственно: белорусская сторона не просто ослабила контроль, а намеренно ввозит в страну людей, которые потом будут переправлены через границу. Еще в начале июня председатель Комитета национальной безопасности и обороны (КНБО) Литвы Лауринас Кащюнас писал у себя в фейсбуке:
«Нелегальные миграционные потоки коррелируют с четырьмя еженедельными рейсами коммерческих авиакомпаний из Багдада и Стамбула в Минск. <…> Вывод о том, что Литва выбрана мишенью белорусского режима, подтверждает тот факт, что незаконная миграция в Латвии равна нулю, и куда меньше мигрантов стучатся в Польшу».
Власти Беларуси отрицают все обвинения в попытках создать «искусственный поток мигрантов». Президент страны Александр Лукашенко подчеркнул, что «Беларусь занимается борьбой с нелегальной миграцией, но ровно настолько, насколько это необходимо, выгодно… стране и финансово возможно». Белорусский лидер подчеркнул, что не хочет, чтобы его страна превратилась «в отстойник беглых из Афганистана, Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Туниса».
Кто отгородился стеной от мигрантов?
Литва – не первая страна, которая хочет отгородиться от потока мигрантов за высокой стеной.
Возведение стены на границе с Мексикой было одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа. Он планировал построить от 720 до 800 километров барьера, из них к началу 2021 года было возведено 727 километров. На это ушло около $16 млрд.
Несколько лет назад Венгрия, премьер-министр которой Виктор Орбан всегда был ярым противником миграции, достроила второй забор на границе с Сербией высотой в три метра.
Самая известная стена, разделявшая на тот момент два государства, — это, без сомнений, Берлинская стена, которая была разрушена в 1989 году. Общая ее протяженность составляла 155 километров. Не менее сотни людей погибли, пытаясь перебраться через нее.
Демилитаризованная зона на границе Северной и Южной Кореи протянулась через весь полуостров на 240 километров. Ее строительство закончилось в 1979 году. Перебраться через эту сверхохраняемую стену за всего годы удалось только нескольким перебежчикам.
Украина также решила укрепить границу с Россией, но вместо строительства стены Киев решил выкопать противотанковые рвы. В мае в разговоре с изданием «РБК-Украина» глава государственной пограничной службы страны Сергей Дейнеко сообщил, что за последние годы было выкопано около 400 км рвов. На проект было потрачено примерно 2 млрд гривен (почти 5,5 млрд рублей).
Автор Марика Димитриади