На прошлой неделе российская оппозиция раскололась на два лагеря из-за предстоящего голосования по поправкам к Конституции. Одна сторона уверена, что плебисцит нужно бойкотировать, потому что власть обязательно устроит «карусели» и вбросы. Другая — утверждает, что лучше прийти и сказать «нет» поправкам.Так, по их мнению, сфальсифицировать выборы будет сложнее. RTVI разобрался в предлагаемых стратегиях.

Бойкот плебисцита

Главным противником предстоящего голосования выступает политик и директор Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный. Он рассказал, что изначально команда готовилась к кампании по подготовке наблюдателей для плебисцита. Однако, согласно требованиям Роспотребнадзора и Центральной избирательной комиссии, все помещения для голосования должны дезинфицироваться каждый час. При этом всех на это время выгоняют и урны останутся без присмотра. Таким образом, уверен Навальный, создается широкая возможность для фальсификаций

«Здесь люди будут голосовать где угодно и не будут внесены в список избирателей. Ты можешь прийти, показать издалека паспорт, он есть у всех, и проголосовать — и тебе подарят ручку. А потом ты можешь пойти на другой участок, показать паспорт и снова проголосовать», — объясняет политик.

Сам он не хочет в этом участвовать, так как это, по его мнению, «подлость и мерзость». При этом Навальный добавил, что не будет осуждать того, кто пойдет и проголосует против. «Но ваша главная задача — всем вокруг сказать, что все это фигня и не голосование по Конституции, а акция для того, чтобы сделать Путина царем», — считает он.

К аналогичной стратегии призывает бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. По его словам, поправки уже приняты. «Следовательно сам процесс голосования абсурден, абсолютно нелегитимен, противозаконен и просто вреден. Эпидемия коронавируса — во всяком случае, в регионах — откровенно находится на подъеме. По цифрам, которые есть здесь, ситуация ухудшается», — подчеркивает Ройзман.

Он считает, что власть хочет легитимизировать «произошедший конституционный переворот». Для этого регионам ставят задачу показать максимальную явку. Политик считает, если люди не придут на участки, «то картинки нет и говорить не о чем», а с «картинкой» власти смогут нарисовать любые числа.

Другой политик и менеджер ФБК Леонид Волков уверен, что предстоящее голосование приведет к новой волне заражений коронавирусной инфекцией. При этом пострадают от этого не только участники голосования, но и члены избирательных комиссий на местах.

«Каждый из 900 тысяч членов УИК, переходя от квартиры к квартире или общаясь с избирателями на участке, превратится в идеального «суперраспространителя» заболевания, с точки зрения математической модели распространения вирусов в популяции. А растянутая на неделю голосование — дополнительно этому поспособствует», — отмечает политик.

Позже Волков выложил у себя в твиттере открытое письмо членов избиркомов, в котором они призывают коллег не участвовать в организации голосования по поправкам. «Мы — не расходный материал. Мы не хотим подвергать опасности жизни своих супругов, детей и родителей. Мы не хотим быть убийцами», — говорится в конце. На момент написания материала, открытое письмо поддержали 46 человек.

Голосование «против» поправок

Против бойкота выступает политик Максим Кац. По его мнению, для Кремля как раз важно убедить оппозицию не приходить на выборы. Кац считает мифом утверждение, что высокая явка увеличивает легитимность и что своим участием вы принимаете правила игры. В качестве доказательств он приводит исследование, в котором изучались 171 случай бойкотов выборов оппозицией. Подобная стратегия сработала только в 4%.

«Если резюмировать, на выборах и уж тем более на плебисците отсутствие оппозиционных голосов в урне сильно облегчает власти жизнь. Они получают роскошь в виде возможности выиграть честно и не стать в этот сложный для них день жуликами», — отмечает Кац.

Политолог Екатерина Шульман считает, что, даже не смотря на возможность фальсификаций, голосовать надо «против». «В основном фальсификации состоят в том, что берут чистые бюллетени, заполняют их нужным образом, а потом вбрасывают в урну или приписывают при финальном подсчете. Поэтому голосование „против“ затрудняет фальсификацию, хотя не делает её невозможной», — уверена она.

Другой политолог Валерий Соловей отмечает, что те, кто будет бойкотировать плебисцит, ничем не отличаются от людей, которые не ходят на выборы. При этом он также подчеркнул, что путь бойкотирования еще нигде не приводил к желаемому результату.