Дональд Трамп подтвердил, что выводит из Германии треть от всего контингента американских войск, которые находились там почти 70 лет. Он решил наказать союзников по НАТО за то, что немцы «очень-очень плохо себя вели по отношению к Америке, и это нечестно». Демократы и республиканцы попытались объяснить президенту, что он может отпилить сук, на котором сидит в Европе американская оборона. Корреспондент RTVI Константин Гольденцвайг отправился на все еще крупнейшую в Европе американскую базу Рамштайн, чтобы узнать, как к новым реалиям привыкает Старый Свет.
Издревле в немецкой глубинке за Рейном знали толк в белом вине и картофельном супе. Но уже больше полувека, как здесь уяснили: в картошке-фри главное — кетчуп, а в бургере — его размер.
Андреас Хаусманн, владелец американо-немецкой сети ресторанов: «Американцы гораздо больше нас, немцев, ценят дружелюбный сервис. И он всегда вознаграждается хорошими чаевыми. Выходит простая связь: чем лучше их обслуживают, тем больше чаевых остается в заведении».
Если бы не эти гости, признается Андреас Хаусманн, ему вряд ли бы удалось создать сеть ресторанов и семьдесят рабочих мест в крохотном городке Рамштайн. Он же — крупнейшая американская авиабаза за пределами США. До войны в этих краях скромно перебивались сельским хозяйством, а сейчас процветают, оказывая тот самый «сервис» пятидесяти тысячам американских солдат и их родных. Едва ли где еще холодная война обернулась таким благоденствием.
Андреас Хаусманн, владелец американо-немецкой сети ресторанов: «Вообще, нам и прежде американцы не раз объявляли: „Все, теперь сворачиваем лавочку“. Но в итоге оказывалось наоборот. За последние годы тут построили новый отель, новый торговый центр, супермаркет, бассейн, поле для гольфа, электростанцию, новые школы, почти две тысячи домов. Теперь вот возводят новый госпиталь ценой в миллиард евро. Так что в глубине души тревогу всегда ощущаешь: а что, если они отсюда уйдут?»
Дональд Трамп, президент США: «Германия не выполняет обязательств. Она годами их не выполняла, задолжав НАТО миллиарды долларов. Пусть платят. Мы защищаем Германию, а они нарушают правила! Какой тут смысл? Мы снизим число наших солдат там до 25 тысяч».
То есть разом на треть и уже к сентябрю, предупреждает президент Трамп. Такого не было даже в годы дружбы с Россией. Но Трамп — не про дружбу, а, как известно, про сделки. Германия, как и любая из стран НАТО, обязана по правилам альянса тратить не меньше 2% от ее ВВП на оборону. А пока что тратит меньше полутора.
Хеннинг Рике, глава отдела трансатлантических отношений в Немецком обществе внешней политики: «Слишком долго немцы отказывались привести расходы ФРГ на оборону хоть в какое-то соответствие стандартам НАТО. Из-за этого в важнейшем вопросе Германия годами выступала в роли тормозных колодок, не дававших развиваться трансатлантическому партнерству. И тут сам Трамп не причем. Эта критика раздавалась еще из уст Клинтона, Буша, Обамы».
Но ни один из них не решался вот так сжечь мосты между Европой и США. И это при том, что стратегически для операций на Ближнем Востоке и Африке базы в Европе необходимы самим же американцам. Недостижимые годами для Германии 2% оборонных расходов — возможно, причина, по которой Трамп хлопнул дверью. Но поводом, и это для Берлина очевидно, стала предвыборная гонка, с каждым днем все менее удачная для действующего президента.
Хеннинг Рике, глава отдела трансатлантических отношений в Немецком обществе внешней политики: «В преддверии выборов в ноябре ему важно предстать в образе пробивного политика, способного выполнить обещанное и наказать нехорошую страну, которая оказалась у него на прицеле. На сей раз эта роль уготована Германии».
Хайко Маас, министр иностранных дел Германии: «У нас нет точных сведений о том, как, когда, что и где именно планируется осуществить. Ни от Госдепартамента, ни от Пентагона этой информации мы так и не получили».
И это для немцев вдвойне оскорбительно: мало того, что главный союзник по НАТО покидает страну в угоду предвыборным трюкам дома, так об этом в самой Германии еще и узнают не по официальным каналам, а из выпусков новостей.
Ральф Хехлер, бургомистр города Рамштайн-Мизенбах: «Это в любом случае дурной стиль. Я хоть и бургомистр маленького городка, но осмелюсь это произнести. Трамп ведет себя неподобающе как по отношению к НАТО, так и к Германии. Ну а наш регион в итоге замыкает эту цепочку».
Осмелиться на такие реплики бургомистру Рамштайна — все равно, что плевать в колодец.
Ральф Хехлер, бургомистр города Рамштайн-Мизенбах: «Это наш город, смотрите. А это территория, на которой находится американская авиабаза. Военные здесь занимают больше трети от всей площади».
Американские солдаты оставляют в округе почти половину солидных зарплат. Тут для них все что угодно: джипы и арахисовое масло, куриные крылья и окрыляющее чувство — из Техаса как будто не уезжали.
Филипп Понгратц, глава объединения экономического развития города Кайзерслаутерн: «Речь о двух с лишним миллиардах евро, которые в наш регион ежегодно привносят американцы. Их уход обернется для нас мощным кризисом, справиться с которым будет трудно».
При такой манне небесной из денег жителям Рамштайна легко не замечать, чем американцы на этой авиабазе занимались десятилетиями. И то, как в последние годы ее использовали в качестве перевалочного пункта для рейса с подозреваемыми в терроризме, которых без суда и следствия отсюда доставляли в пыточные тюрьмы. И то, как отсюда же, из Рамштайна, Американское агентство национальной безопасности шпионило за европейскими телефонами. И то, как по сей день Рамштайн, судя по всему, остается пунктом координации для американских боевых беспилотников, которые бьют по Йемену, Пакистану — в нарушение всех международных конвенций. В Рамштайне на это привыкли закрывать глаза, но это не значит, что так же себя ведут и политики в Берлине.
Сара Вагенкнехт, депутат Бундестага от Левой партии Германии: «То, что авиабаза вдруг оказывается экстерриториальной зоной, на которую не вправе попасть депутат Бундестага, — это, по-моему, скандал!»
2015 год: лидер немецких «левых» Сара Вагенкнехт тщетно пытается пройти на военную базу, расположенную на немецкой земле. Каждый год эти ворота осаждает совсем другая Германия: пацифисты, «зеленые», выходцы из ГДР и протестное поколение ФРГ из 1968 года.
Тоби Бломе, участница акции протеста: «Убийство людей с военных дронов, которые США координируют отсюда, совершенно нелегально и аморально. Это варварство, создающее нам лишь еще больше врагов по всему миру. Мы должны это остановить, здесь, в Рамштайне!»
Едва ли где еще так видно, как через тридцать лет после объединения страны ее по-прежнему делит надвое отношение к Америке.
Кристина Шнайдер, председатель германо-американского женского клуба города Кайзерслаутерн: «Мы вместе росли, десятилетиями жили друг рядом с другом, дом к дому. Американцы стали нашими соседями. Они стали членами наших семей. За все это время я тут ни разу не видела ни малейшего проявления антиамериканизма».
Как и многие жительницы соседнего Кайзерслаутерна, Кристина Шнайдер замужем за американским офицером, она возглавляет германо-американский клуб жен. В местных семьях военных, традиционно сочувствующих республиканцам, многие убеждены: не так страшен Трамп, как брезгливое отношение к нему немецкого руководства.
Кристина Шнайдер, председатель германо-американского женского клуба города Кайзерслаутерн: «Мне кажется, что в такой ситуации Германия была обязана сказать: „Окей, мы поняли вашу критику. Давайте посмотрим, как мы можем выполнить требования НАТО“».
Но, кажется, поздно. В Бундестаге политики правящих партий еще до вывода войск делают выводы: ЕС придется поверить в себя и опереться на свои силы.
Йоханнес Шрапс, депутат Бундестага от Социал-демократической партии Германии: «Нас как немцев, европейцев это лишь убеждает в том, что пора укреплять общую для Евросоюза оборонную и внешнюю политику, стремиться к еще более тесному сотрудничеству в сфере безопасности для Европы, и уже совершенно независимо от НАТО отстаивать свой суверенитет и самостоятельность».
Но способен ли самостоятельно оборонять страну немецкий Бундесвер? Вот зрителям юмористической программы объясняют матчасть.
Программа Heute-Show, канал ZDF: «Игра-стратегия высшего уровня сложности: защити Федеративную республику! А вот теперь внимание. После отхода войск США у тебя остается единственный танк, но он не на ходу. Быстрей, чини его! Чини сломанный вертолет! Чини сломанный Eurofighter! Чини сломанный автомат G36! Чини велосипед министра обороны!»
В итоге, свято место пусто не бывает, одних защитников могут однажды сменить другие. И они в Европе вряд ли понравятся даже отъявленным пацифистам. Вот и в Москве особо не скрывают радости из-за таких перемен на западном фронте.
Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Приветствовали бы любые шаги Вашингтона по реальному свертыванию своего военного присутствия в Европе. Такие шаги, безусловно, способствовали бы снижению конфронтационного потенциала и военно-политической напряженности в евроатлантическом регионе».
В Рамштайне, конечно, не ждут прихода русских, но уже готовятся провожать часть американцев.
Филипп Понгратц, глава объединения экономического развития города Кайзерслаутерн: «Для нас урок в том, что никогда не стоит полагаться на единственный источник экономического благополучия. Значит, придется так перестраивать всю экономику, чтобы она смогла развиваться и в отсутствие войск. Придется приучить себя к тому, что военные здесь были лишь приятным довеском. Сегодня американцы есть, а завтра их уже может не быть».
Схожий урок из их примера теперь может извлечь для себя и остальная Европа.