Осужденный на два года за дискредитацию российской армии Алексей Москалев, который бежал из-под домашнего ареста накануне приговора и 30 марта был задержан в Минске, может все еще находиться в Беларуси. Такое предположение в разговоре с RTVI сделал его адвокат Владимир Билиенко после посещения тульского СИЗО-1, куда должны привезти осужденного.

4 апреля правозащитный проект «ОВД-Инфо»* сообщил, что на данный момент неизвестно, где после задержания в Минске находится Алексей Москалев. По словам адвоката Дмитрия Захватова, который поддерживал связь с Москалевым, 30 марта мужчину «вытащили, увезли в неизвестном направлении», с тех пор прошла почти неделя, но вестей о нем нет.

«Так как немного утомила безызвестность, я решил сегодня съездить в СИЗО-1 Тулы для того, чтобы узнать, возможно, его туда привезли. И в случае, если бы его привезли, попытаться с ним встретиться. Я приехал в СИЗО Тулы, где мне пояснили, что его не привозили», — сказал Билиенко.

По его словам, поскольку приговор в отношении Москалева уже вынесен, теперь он должен числиться не за региональным отделением Следственного комитета или судом, а за Федеральной службой исполнения наказаний. Это означает, что после того, как осужденного доставят в Россию, он окажется в тульском СИЗО. Как предположил адвокат, причиной, по которой Москалева до сих пор нет в России, может быть «межгосударственная бюрократия».

«Его задержали в другом государстве. Межгосударственные действия — передача, подписание каких-то документов, сама по себе бюрократия занимает определенное время, межгосударственная занимает больше времени. Я не исключаю того, что его нет еще в России. Он может еще пока находиться в Беларуси», — полагает Билиенко.

О суде по ограничению родительских прав

6 апреля Ефремовский межрайонный суд должен провести в закрытом режиме заседание с участием обоих родителей девочки, на котором будет рассматриваться вопрос об ограничении их родительских прав в отношении ребенка.

Как поясняла ранее детский омбудсмен Мария Львова-Белова, этот процесс не связан с делом Алексея Москалева о «дискредитации» армии, но инициирован в связи с тем, что семья с мая 2022 года стоит на учете как находящаяся в «социально опасном положении».

«Завтра на суде по гражданскому делу, по ограничению прав [представлять Москалева] будет известный московский юрист Екатерина Гордон и я», — рассказал Билиенко.

Сам Москалев, добавил он, вряд ли примет участие в заседании даже по видеоконференцсвязи. Как пояснил адвокат, это возможно в случае если человек находится в СИЗО. Тогда по ходатайству одной из сторон суд может организовать связь с изолятором. Однако в текущей ситуации сторона защиты не может подать запрос, поскольку непонятно, где именно находится человек.

Владимир Билиенко, говоря о возможности ограничения его подзащитного в родительских правах, заявил, что, в соответствии с Семейным кодексом, на сегодняшний день у суда нет оснований для принятия решения не в пользу Алексея.

«Статья 73 Семейного кодекса оговаривает конкретно и четко основания, по которым человек может быть ограничен в родительских правах в отношении своего ребенка: это если проживание ребенка с родителем или родителями несет угрозу его жизни и здоровья. Привлечение Алексея Владимировича к уголовной ответственности и его предыдущая административная ответственность не являются в соответствии с Семейный кодексом основанием для ограничения родительских прав», — считает юрист.

По его словам, учитывая опубликованное письмо дочери Москалева к отцу, считать, что проживание «этой девочки с этим папой несет какую-то опасность — это полный бред».

С другой стороны, на решении суда может сказаться факт побега мужчины из-под домашнего ареста. Однако даже в этом случае суд просто зафиксирует уже свершенный факт, считает Билиенко.

«По уголовному делу [побег] ситуацию не усугубляет, поскольку приговор уже вынесен. По поводу этого гражданского дела, по ограничению родительских прав: если в отношении него вынесут приговор, то фактически ограничение родительских прав уже состоялось, поскольку ребенок у него уже отобран, он проживать с ребенком не может, и смысла выносить какое-то там решение суда об ограничении родительских прав нет — это будет простое дублирование факта», — пояснил он.

Сейчас сторона защиты Москалева ждет, когда суд предоставит ей полную копию приговора для того, чтобы подать апелляцию. Как рассказал адвокат, на оглашении приговора в Ефремовском межрайонном суде была зачитана только «вводная и резолютивная части», а «сама описательная и мотивировочная части не оглашались».

«Я не знаю, какими доводами руководствовался суд. Чтобы написать подробную апелляционную жалобу, необходимо получить этот приговор на руки. Но если в течение 15 дней, как положено по закону для подачи апелляционной жалобы, этот приговор мне на руки не придет, я тогда направлю короткую апелляционную жалобу, чтобы сынициировать процесс апелляции», — сказал Билиенко.

Адвокат выразил надежду на то, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы в Тульском областном суде он уже получит текст приговора и сможет подготовиться к заседанию. Юрист также отметил, что апелляция в обязательном порядке должна рассматриваться при участии Москалева.

Вечером 5 апреля, накануне рассмотрения дела об ограничении в родительских правах Алексея Москалева, детский омбудсмен Львова-Белова сообщила, что его дочь передали матери. «Маша поначалу к маме не хотела, а ее мнение по закону обязаны учитывать. Сейчас ее позиция изменилась — она сама мне сказала это по телефону», — утверждает она.

При этом еще 4 апреля Львова-Белова рассказывала, что школьнице собираются подобрать «замещающую семью», так как ее мать не собирается забирать ребенка из социально-реабилитационного центра. Вместе с тем детский омбудсмен пообещала позаботиться о том, чтобы девочка не осталась в социальном учреждении.

  • В апреле 2022 года дочь Москалева, которую он воспитывает один, нарисовала на уроке ИЗО в школе антивоенный рисунок. Тогда соцсетями отца девочки заинтересовались правоохранительные органы, на него составили административный протокол о «дискредитации» армии из-за комментариев в «Одноклассниках» и оштрафовали на 32 тыс. рублей.
  • В декабре 2022 года на Москалева завели уголовное дело о «дискредитации» российских войск: в его квартире провели обыски, а дочь забрали в социальное учреждение. На следующий день после допроса он забрал девочку из приюта и покинул Ефремов, однако 1 марта 2023 года Москалева задержали в Тульской области. 2 марта суд отправил его под домашний арест. Дочь мужчины снова поместили в социально-реабилитационный центр и отказались выпускать, несмотря на то, что Москалева отправили под домашний арест.

*внесен Минюстом России в реестр иноагентов