Финляндия и Швеция 18 мая официально подали заявки на вступление в НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг назвал это историческим шагом. Процесс рассмотрения заявок пройдет по ускоренной процедуре и займет всего несколько недель. Ранее против расширения НАТО за счет двух стран выступила Турция.
«Я тепло приветствую запрос Швеции и Финляндии о присоединении к НАТО. Заявки, которые вы сделали сегодня, — это исторический шаг. Альянс теперь обсудит следующие шаги на пути в НАТО. Интересы безопасности всех стран должны быть приняты во внимание, и мы полны решимости урегулировать все вопросы и достичь быстрого завершения процесса приема», — сообщил Столтенберг.
Обычно процедура принятия новых членов НАТО выглядит так: заявку рассматривает совет альянса, затем соглашение о принятии кандидатов должно быть ратифицировано на национальном уровне во всех 30 странах НАТО. В среднем процедура может занимать примерно год.
Хельсинки и Стокгольм приняли решение о вступлении в НАТО на фоне российской спецоперации. Ранее президент Финляндии Саули Ниинистё провел разговор с президентом России Владимиром Путиным. Российский лидер отметил, что отказ Хельсинки от традиционного военного нейтралитета «был бы ошибочным, поскольку никаких угроз безопасности Финляндии не существует» и предупредил, что это может негативно сказаться на двусторонних отношениях. При этом Ниинистё подчеркнул, что реакция Москвы оказалась сдержаннее, чем ожидалось, а прямой угрозы со стороны России нет.
Позиция России
Заместитель главы МИД России Сергей Рябков ранее заявил, что Москва будет вынуждена принимать компенсирующие меры после вступления Финляндии и Швеции в НАТО.
«Понимаете, они сами не знают, чего они хотят. Они мучаются от собственного непонимания, что такое будущий мир, и они страдают от неизбежности многополярности этого мира. Когда пройдет период анализа нами в Москве последствий данного шага с точки зрения общей конфигурации сил и средств в Европе и на севере Европы, нам придется принимать компенсирующие меры, и никто от них не выиграет», — рассказал дипломат в эфире телеканала «Россия 24».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков называл вступление Швеции и Финляндии в НАТО «поводом для очень глубокого анализа» и говорил, что в Кремле за этим очень пристально следят. По словам представителя Кремля, готовящееся пополнение военного блока не приведет к укреплению архитектуры европейской системы безопасности.
Позиция Финляндии и Швеции
Говоря о планах вступления в НАТО, главы правительств Швеции и Финляндии подчеркивали, что спецоперация России на Украине «изменила весь ландшафт безопасности в Европе» и «радикально поменяла мысли людей» в Скандинавии. Социологические опросы показывают, что в Финляндии идею членства в альянсе поддерживают около 75% граждан.
«Россия долго говорила, что невступление Финляндии и Швеции в военные союзы стабилизирует ситуацию на Балтике. Но в конце прошлого года она заявила, что Финляндия и Швеция не могут вступить в НАТО. Мы со Швецией оставались внеблоковыми по нашему собственному желанию, но Россия своими словами дала понять, что у нас не может быть собственной воли. Это было серьезным изменением, это заставило задуматься. И то, что произошло 24 февраля и до сих пор продолжается <…>, полностью изменило картину. Они готовы напасть на соседнюю страну», — говорил президент Ниинистё.
Позиция Турции
Турция выступает против идеи расширения альянса за счет двух стран Скандинавии. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что обе страны выступили в «поддержку террористов», когда отказались выдать Анкаре представителей Рабочей партии Курдистана (РПК) и последователей проповедника Фетхуллаха Гюлена, которых власти Турции считают экстремистами. Также глава государства был недоволен решением Хельсинки и Стокгольма отказаться от поставок Турции некоторых видов оружия из-за участия турецких военных в боевых действиях в Сирии.
The Wall Street Journal (WSJ) отмечает, что заявление турецкого лидера «внесло неопределенность» в вопрос вступления в альянс двух скандинавских стран, потому что для одобрения заявки должно быть согласие всех 30 членов НАТО. Впрочем, издание полагает, что слова Эрдогана скорее призваны выторговать дивиденды для самой Анкары. К такой же позиции склоняются The Washington Post, The Guardian и Independent.
Агентство Reuters узнало от источников в дипломатических кругах, что на Эрдогана будет «оказано давление», чтобы он уступил, потому что появление Финляндии и Швеции в альянсе значительно укрепит позиции НАТО в Балтийском море. Однако, как сообщил 17 мая Bloomberg со ссылкой на высокопоставленные источники в Анкаре, Турция готова изменить свою позицию в обмен на ряд уступок: поставки американских F-16, отмену запрета на экспорт оружия из Финляндии и Швеции и санкций из-за покупки российских ЗРК C-400. В числе требований, пишет агентство, также фигурирует признание Рабочей партии Курдистана террористической.