После начала конфликта на Украине российские артисты оказались в положении «брошенных в кипящую воду лягушек», от которых требуют высказать однозначную позицию как в России, так и на Западе. Таким мнением в программе RTVI «Хроники нового мира» поделилась пианистка Полина Осетинская. Она также рассказала о концертах в России и предстоящих гастролях за рубежом, проблемах современных композиторов в классической музыке и своем отношении к Моргентштерну* и Оксимирону*.
«Очень многие артисты сразу были поставлены перед фактом, а до кого-то дошла очередь сейчас. И, как мы видим, очередь продолжает доходить до очень многих, и боюсь, что это только начало длинного пути. К ответу привлекут всех, кого захотят. Мне кажется, что это тоже двусторонний процесс в том смысле, что это не только здесь происходит», — сказала Осетинская.
«Обидно, что мы все оказались в положении лягушек, которых бросили в водичку, и включили газ, чтобы водичка начала кипеть. И мы не можем выскочить из кастрюльки: или сваримся, или кто успеет выпрыгнуть», — добавила она.
Таким образом, считает пианистка, артисты оказались в «скользком положении», причем как в России, так и на Западе. Если человек решает «хранить молчание по какому-то вопросу», отмечает Осетинская, то ему вменяют это в вину. В то же время требование немедленно высказаться по любому поводу напоминает пианистке «секту, в которой ты обязан, и у тебя нет выбора.
«Ты можешь испытывать боль и неприятие ситуации не только в одном срезе, который от тебя требуют, ждут и видят, — ты можешь испытывать эту боль и неприятие ситуации по множеству разных причин. И ты всем их никогда не объяснишь, и тебя все равно никогда не поймут, даже если ты будешь их объяснять», — добавила она.
В таких ситуациях, полагает Осетинская, выбор деятелей искусства и культуры заниматься своим творчеством и не делать политические высказывания, — это способ сохранить как свое дело, так «и себя как личность, которую в противном случае раздерут на мелкие куски противоборствующие лагеря».
«Но это происходит давно, это происходит повсеместно. Политкорректность тоже была отчасти этому виной: политкорректность как явление, которое привело к дичайшему количеству двойных стандартов вообще на всех фронтах, везде. Это ощущение, что ты почему-то должен говорить то, что от тебя хотят услышать и эти, и те, и пятые, и десятые, рождает внутренний протест в какой-то момент, когда ты понимаешь: «Я вам ничего не должна вообще! Можно я скажу все, выйдя на сцену?» — заявила она.
О концертах в России
После начала конфликта на Украине Полина Осетинская выступила против боевых действий. 24 февраля 2022 года в своем инстаграме (принадлежит Meta*) она написала: «Черный день нашей истории. Ужас, стыд и отвращение. Мои друзья в Украине, Киеве, Одессе, у меня нет слов, я не думала, что когда-нибудь доживу до такого». После этого концерты пианистки в России либо пытались сорвать, либо вовсе отменялись.
По словам пианистки, ближайшие концерты с ее участием пройдут в Канаде и США, а в сентябре состоится выступление на фестивале в немецком Куневальде. «Потом, возможно, у меня будет еще один концерт в Берлине. И совершенно точно уже будет концерт сольный в Берлинской филармонии в начале февраля 2024 года», — поделилась музыкант.
О том, почему необходимо исполнять произведения современных композиторов
В своих гастролях Осетинская намерена исполнять не только композиции классиков, но и сделать акцент на музыке современных композиторов.
«Конечно, нужно играть и совсем неизвестную музыку, и просвещать публику, и играть ту музыку, которая более созвучна нашему времени. <…> Но, мне кажется, настолько замылилось ухо современного любителя классической музыки, что его неплохо бы как-то встряхнуть», — сказала она, подчеркнув, что «готова бросить себя на амбразуру кассы».
Как пояснила Осетинская, «играть на кассу» в музыкальном мире означает исполнять таких классиков, как Шопен и Бетховен, на которых, как правило, активно идет слушатель. Однако, уверена пианистка, существовать в отрыве от того, чем сейчас живет современная музыкальная академическая сцена, невозможно.
«Мы все время забываем о том, что, например, современные композиторы живут на то, что их исполняют, и на то, что им заказывают. У них есть два источника дохода: это чтобы им заказали сочинение и заплатили деньги за это сочинение, которое они написали, или когда это сочинение исполняется, и они получают авторские. Таким образом, не играя современную музыку, мы убиваем современных композиторов. Убиваем в прямом смысле, они умрут с голода потом как мухи», — считает она.
Об отношении к рэперам
Помимо классической музыки Осетинская рассказала и о своем отношении к рэпу. Она отметила, что ей импонирует творчество Оксимирона* и Noize MС*. В то же время пианистка призналась, что далека от того, что делает Моргенштерн*, хотя и не запрещает слушать его своим детям.
«Что касается Моргенштерна*, то его социальный контекст кажется мне гораздо менее близким, я бы сказала, совсем таким инопланетным уже для меня как для поколения бумеров. А вот мои дети, наверное, слушают Моргенштерна* и что-то в этом понимают, и даже что-то в этом находят», — рассказала Осетинская.
«Мне кажется, что рэпер, который поднимается до уровня поэзии или социальной сатиры, журнала «Крокодил» нашего времени, — это очень интересно. Это очень круто может быть сделано и вызывает порой даже не то чтобы зависть, но восхищение в каких-то формах, когда это талантливо. А когда это бездарно и про «низкие истины», как писал Кончаловский, то это выглядит жалко», — считает она.
*внесен Минюстом России в реестр иноагентов