Бывший госсекретарь США, 99-летний Генри Киссинджер написал колонку для британского консервативного журнала The Spectator. В ней он рассуждает, как может закончиться российско-украинский конфликт и какое место обе страны займут в мире после него. О чем говорится в колонке экс-госсекретаря и насколько реализуемы его идеи, — в материале RTVI.
Как пишет Киссинджер в колонке, Украина теперь обладает одной из самых эффективных сухопутных армий в Европе, которую оснащают США и союзники. Поэтому после завершения боевых действий Украина будет каким-либо образом «связана» с НАТО. «Альтернатива в виде нейтралитета больше не имеет смысла, особенно после вступления Финляндии и Швеции в НАТО», — отмечает бывший госсекретарь.
Он напомнил, что в мае этого года рекомендовал установить линию прекращения огня вдоль границ, которые существовали на момент начала российской военной операции. В этом случае Россия покидает занятые территории, но не «территорию, которую она заняла почти десять лет назад, включая Крым» (вероятно, речь идет о ДНР и ЛНР, которые до начала боевых действий находились под контролем пророссийских сил. — прим. RTVI). По мнению Киссенджера, эти территории могут стать предметом переговоров после прекращения огня.
Он также представляет еще один вариант развития событий, при котором граница между Украиной и Россией, существовавшая до начала военной операции, «не может быть достигнута военным путем или с помощью переговоров». В этом случае Киссенджер предлагает провести референдумы о самоопределении под международным наблюдением «в особо вызывающих разногласия территориях, которые неоднократно переходили из рук в руки на протяжении веков».
По мнению экс-госсекретаря, цель мирного урегулирования должна быть одновременно в том, чтобы подтвердить свободу Украины и «определить новую международную структуру, прежде всего для Центральной и Восточной Европы». И в этом новом порядке Россия должна найти себе место, пишет он.
«Для кого-то предпочтительным исходом видится Россия, ставшая слабой после боевых действий. Я не согласен с этим. При всей своей склонности к насилию Россия уже больше полутора тысячи лет вносит решающий вклад в глобальное равновесие и баланс сил. Ее историческая роль не должна принижаться. Военные неудачи России не устранили ее ядерного потенциала, что позволяет ей угрожать эскалацией на Украине. Даже если эта способность уменьшится, распад России или уничтожение ее способности к стратегической политике может превратить эту территорию в спорный вакуум, охватывающий 11 часовых поясов. Конкурирующие внутри страны силы могут разрешить свои споры с помощью насилия. Другие страны могут попытаться расширить свои притязания силой. Все эти опасности усугубятся наличием тысяч единиц ядерного оружия», — пишет Киссенджер.
Малореализуемый план
«Киссинджер — уважаемый государственный деятель и политолог. При этом все понимают, что он уже патриарх американского политического истеблишмента. Кто-то с ним соглашается, кто-то считает, что он уже не в теме», — сказал в разговоре с RTVI генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.
Высказанная Киссинджером точка зрения существует, и, возможно, многие в США готовы к ней присоединиться, рассуждает Кортунов. Но насколько Киссинджер влияет на администрацию Джо Байдена, сказать трудно, добавляет он. «Киссинджер традиционно работал с республиканской администрацией, Байден — демократ. Поэтому я бы его влияние все-таки не переоценивал. Хотя, конечно, фигура знаковая», — отметил Кортунов.
По мнению эксперта, в данный момент едва ли можно говорить о реализации предложенного Киссинджером варианта — он потребовал бы слишком больших уступок от обеих сторон. «Для России это бы означало отказ от тех конституционных решений, которые были приняты по присоединению новых регионов. Для Украины такое решение бы означало, что они отказываются — по крайней мере, на какое-то достаточно продолжительное будущее — восстановить свою территориальную целостность в границах 1991 года, что провозглашено в качестве официальной цели Украины в ходе этого конфликта», — говорит Кортунов.
Относительно перспектив членства Украины в НАТО также возникает много вопросов, считает эксперт: захотят ли все страны альянса увидеть в своих рядах Украину, что это будет означать с точки зрения новой архитектуры безопасности в Европе. «Ну, и естественно, что в России идея членства в НАТО для Украины едва ли будет приветствоваться», — заключил Кортунов.
Мнение Киссинджера в значительной степени отражает позицию американской элиты, заявил RTVI ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Павел Шариков.
Он называет Киссинджера «живым классиком, который в бытность госсекретарем и советником по национальной безопасности сформулировал основополагающие, базисные вещи американской внешней политики». «С ним можно спорить, не соглашаться сколько угодно. Но в любом случае он архитектор этой системы», — отметил Шариков.
Кроме того, по мнению эксперта, еще три-четыре года назад Киссинджер исполнял роль «неформального посла». В частности, после прихода к власти президента США Дональда Трампа он приезжал в Москву и встречался с Владимиром Путиным. «То, что говорит Киссинджер, не отражает официальную позицию, но отражает некую волю и некую позицию истеблишмента», — считает Шариков.
Предложения бывшего госсекретаря несколько контрастируют с риторикой официального Вашингтона, продолжает эксперт. «В его силах как неформального авторитета что-то предложить и посмотреть, как на это отреагируют. В Белом доме и Государственном департаменте сейчас будут сидеть и смотреть на то, как может измениться риторика Москвы», — добавил Шариков.
В Кремле со статьей Киссенджера пока не ознакомились, сообщил журналистам на брифинге пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Безусловно, талант, опыт и экспертиза Киссинджера востребованы всегда. Особенно они востребованы в таких острых ситуациях. Мы с большим интересом ознакомимся с этим материалом. Пока, к сожалению, возможности такой не было», — приводит слова Пескова РИА Новости.