В середине марта 2023 года в соцсетях появилась запись телефонного разговора якобы между музыкальным продюсером Иосифом Пригожиным и бизнесменом Фархадом Ахмедовым. Участники беседы резко критикуют военную операцию на Украине, а также российскую власть, в частности президента Владимира Путина. Пригожин сначала назвал запись фейковой, но позже рассказал, что общается с Ахмедовым, признал, что произносил некоторые фразы, и предположил, что они были смонтированы. Ахмедов аудиозапись не комментировал. RTVI рассказывает, что известно о бизнесе миллиардера, почему его включили в «кремлевский доклад» и как развод Ахмедова стал самым дорогим в истории Великобритании.
Бизнес и конфликт с «Газпромом»
Фархад Ахмедов занимает 49 строчку в рейтинге российских миллиардеров по версии русскоязычного Forbes. Журнал оценивает его состояние в $1,7 млрд. Американская редакция Forbes определила бизнесмена на 2337-е место в мире, оценив его активы в $1,1 млрд.
Ахмедов начинал карьеру в конце 1980-х годов с торговли соболями на Лондонской товарной бирже, но вскоре перешел на работу в газовую отрасль. Созданная бизнесменом компания Tansley Trading поставляла оборудование российским газовым предприятиям, в том числе «Газпрому».
В начале 90-х Ахмедов получил долю в компании «Нортгаз», созданной «Газпромом» и американской Bechtel Energy для разработки Северо-Уренгойского месторождения в Ямало-Ненецком административном округе.
Взаимоотношения бизнесмена с «Газпромом» не сложились. Госкомпания обвиняла Ахмедова в размывании доли в «Нортгазе» с 51% до 0,5%. Бизнесмен, в свою очередь, утверждал, что «Газпром» не вкладывает в «Нортгаз» «ни копейки», поэтому не может управлять бизнесом.
После многолетних разбирательств стороны заключили мировую, в результате которой «Газпром» вернул контроль над «Нортгазом». Соглашение обязывало «Газпром» в случае нарушения договоренностей выкупить пакет акций Ахмедова (49%) по рыночной цене.
В 2011 году Ахмедов через суд обвинил «Газпром» в нарушении условий акционерного соглашения и предъявил госкомпании долю к выкупу. «Газпром» от сделки отказался. В результате Ахмедов продал свою долю в 2012 году «Новатэку» Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона за $1,375 млрд. Часть средств бизнесмен вложил в акции «Новатэка», «Лукойла», «Газпрома», «Норильского никеля», Сбербанка и «Магнита».
Сенатор от Кубани и НАО
С 2004 по 2009 годы Ахмедов был сенатором Совета Федерации ― сначала от Краснодарского края, затем от Ненецкого автономного округа (НАО).
Тогдашний губернатор Кубани Александр Ткачев объяснял выбор кандидатуры малоизвестного в регионе Ахмедова тем, что Краснодарский край нуждается в инвесторах больше, чем в политиках.
«Здесь будет как юг Франции. Это вопрос пяти-десяти лет. Но нужен «мотор», нужны инвестиции, нужны условия для них», ― рассуждал сам Ахмедов после утверждения на пост.
Став представителем Кубани в Совфеде, Ахмедов начал реконструкцию курорта Красная Поляна, но уже в 2006 году продал его бывшему депутату кубанского заксобрания Ахмеду Билалову.
Контролируемая Билаловым и его братом Магомедом компания впоследствии сорвала сроки строительства объектов к сочинской Олимпиаде 2014 года. Это привело к резкой критике со стороны президента России Владимира Путина и к уголовному делу против Билаловых, после чего братья уехали из России.
По истечении срока полномочий на Кубани Ахмедов стал сенатором от НАО. Бизнесмен рассказывал, что предложение представлять НАО в Совфеде поступило от «региона, “Газпрома” и руководства Совета Федерации».
Санкции и арест яхты
В 2018 году Минфин США включил Фархада Ахмедова в так называемый «кремлевский доклад» ― не имеющий юридической силы список российских чиновников и бизнесменов, которых Вашингтон счел приближенными к президенту России Владимиру Путину.
Доклад стал ответом США на предполагаемое вмешательство России в американские президентские выборы 2016 года. Подготовку списка предусматривал законопроект «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).
В Белом доме поясняли, что попадание в «кремлевский доклад» не означает автоматического введения санкций против его фигурантов, но «увеличивает риск» их применения.
Ахмедов попал в перечень 96 «олигархов» с состоянием более $1 млрд по оценке Forbes. Сам бизнесмен называл целью «кремлевского доклада» раскол российской элиты, а также обвинял Вашингтон в попытках относиться к российским предпринимателям как к «бессловесному стаду и быдлу, клеймить и забивать на мясо по одному».
«Зачем весь крупный российский бизнес объявлять врагом США? Кто такое посоветовал? Это что, поощрение экономической свободы в еще недавно тоталитарной стране? Абсурд!» ― возмущался Ахмедов в разговоре с РБК.
Попадание в «кремлевский список» в итоге не привело к санкциям против Ахмедова. Евросоюз, Великобритания и Канада ввели их против бизнесмена только весной 2022 года из-за начала военной операции на Украине.
В санкционном списке ЕС Ахмедов значится как «близкий к Кремлю ведущий бизнесмен», работающий в секторах экономики, которые «обеспечивают существенный источник доходов правительства Российской Федерации».
Ограничения предполагают заморозку зарубежных активов бизнесмена и запрет на въезд. В связи с этим в мае 2022 года в Гамбурге задержали 115-метровую яхту Ахмедова Luna стоимостью $436 млн. По данным Федерального ведомства уголовной полиции Германии, бизнесмен владеет яхтой через траст в Лихтенштейне.
Яхта Luna была построена в 2010 году для российского бизнесмена Романа Абрамовича и на тот момент считалась крупнейшей экспедиционной яхтой в мире. В 2014 году Ахмедов, которого The Times называла другом Абрамовича, купил судно за $300 млн и перестроил его, в результате чего яхта стала длиннее на два метра.
В июне Ахмедов попросил ЕС снять с него санкции, чтобы вернуть яхту. Адвокаты бизнесмена утверждали, что он больше не работает в энергетическом секторе России, не занимал никаких политических должностей более десяти лет, а также «не был близок к Кремлю и никогда не входил в круг президента Владимира Путина». Защита также отметила, что Ахмедов много лет находится в споре с госкорпорацией «Газпром».
«Самая несчастная семья» и самый дорогой развод в истории Британии
Летом 2021 года зарубежные и российские СМИ пристально следили за финалом громкого бракоразводного процесса Ахмедова. Он проходил в Великобритании и стал, как писали журналисты, самым дорогим в истории страны.
Фархад и Татьяна Ахмедовы поженились в 1993 году и уехали в Лондон. В 2000 году пара развелась в России. Бизнесмен утверждал, что бывшая жена призналась в многочисленных изменах.
В 2003 году Татьяна подала на развод в Великобритании. По словам Ахмедова, она сделала это тайно спустя три дня после того, как бизнесмен получил на счет средства от продажи своей доли в «Нортгазе».
В 2016 году Высокий суд Лондона обязал Ахмедова выплатить бывшей жене 453 млн фунтов (на тот момент $585 млн), что составляло 41,5% семейного состояния. В эту сумму вошли $450 млн долларов наличными, коллекция современного искусства стоимостью почти $150 млн, особняк за 25 млн фунтов в предместье Лондона и автомобиль Aston Martin. В рамках процесса также была арестована яхта Ахмедова Luna стоимостью $492 млн.
Бизнесмен поначалу отказывался выплатить компенсацию бывшей жене, заявив, что после развода в России он передал ей дом в предместье Лондона и тратил «миллионы фунтов» на ее содержание. В бракоразводный процесс оказался втянут и старший сын Ахмедовых Темур: Татьяна обвинила его в том, что он помогал отцу выводить семейные активы и тем самым уклоняться от судебных обязательств. Суд встал на сторону женщины и обязал Темура выплатить матери более $100 млн.
В 2021 году экс-супруги наконец смогли договориться. Ахмедов согласился выплатить бывшей жене 150 млн фунтов наличными и предметами искусства и сохранил за собой яхту. Комментируя исход дела, Ахмедов заявил, что получил свободу, а его оппонентка «осталась у разбитого корыта» и испортила отношения с сыновьями. Судья Гвинет Ноулз в своем вердикте назвала семью Ахмедовых «самой несчастной из всех, кто когда-либо появлялся в ее зале суда».