Директор «Союзмультфильма», декан факультета анимации университета «Синергия» Борис Машковцев в программе RTVI «Хроники нового мира» поделился мнением о том, в чем заключается секрет самого кассового российского фильма «Чебурашка», почему среди современных зрителей популярны ремейки советских мультфильмов, а также рассказал о кадровом голоде в российской анимации и системе подготовки молодых специалистов.
О госзаказе на патриотические мультфильмы
Я считаю, что само по себе наличие детской культуры — это то, что и создает чувство патриотизма. Потому что патриотизму невозможно научить. Это как с любовью: невозможно научить любить, можно только влюбить или не влюбить. И в этом смысле мы работаем на формирование отечественного культурного слоя для детей. Это и есть базис патриотизма. То, как устроена система поддержки российского анимационного кино, — это универсальная система, которая работает и для «Союзмультфильма», и для всех частных студий. Это система конкурсов, где каждый год ты выходишь со своими проектами, предлагаешь их экспертному сообществу и работникам тех структур, которые осуществляют поддержку.
То есть там нет какой-то конкретной системы заказов: «В этом году приносите только такую тему». Художественная анимация очень сильно отличается от блогинга, от документального кино, от журналистики. Тем, что мы не умеем быстро реагировать на события. На студии сейчас все еще снимается кино, посвященное теме коронавируса. Потому что его запустили тогда.
На самом деле с точки зрения слова «актуальность» оно уже неактуально. Но тем не менее отрефлексировать тему интересно. В этом смысле на аниматоров бессмысленно рассчитывать. Мы не можем быстро отрефлексировать никакую актуальную тему.
Об успехе фильма «Чебурашка»
Это, на мой взгляд, идеальная работа продюсеров, не считая идеальной работы творческой группы. Но это правильное понимание продюсеров, какие факторы должны накопиться, чтобы кино сработало. То, что в эту зиму не было голливудского контента, — это тоже аргумент, но только один из аргументов. Если б был только он, а кино было бы провальным — все бы провалилось.
Зрителя нельзя заставить пойти смотреть кино за собственные деньги. Потому что зритель платит деньги авансом в кинотеатре, важно его не разочаровать. Учитывая, сколько зрителей посмотрело фильм — это, кстати, тоже сказал один из кинокритиков — «столько зрителей означает, что некоторые ходили по два раза». Потому что, по идее, у российских кинотеатров не должно быть такой базы уникальных зрителей.
Это правильно выбранная история. Это действительно правильный выбор Чебурашки как героя для современного кино. Это правильный эстетический выбор, что современное кино для семьи — это кино, в котором играют и актеры-звезды, и искусственный персонаж — тоже звезда. Это хорошо выполненные все этапы производства, это хорошо написанный сценарий, это отличный маркетинг, это правильно выбранный сезон — Новый год, когда хочется сказки.
Комедия «Чебурашка» режиссера Дмитрия Дьяченко вышла на экраны 1 января. Он стал самой кассовой картиной за всю историю российского проката, собрав более 5 млрд рублей, и таким образом опередил комедию Клима Шипенко «Холоп» (2019) и первую часть дилогии Джеймса Кэмерона «Аватар» (2009).
О возможном продолжении «Чебурашки»
Давайте подождем, пока что мы не можем говорить официально про продолжение. Мы уже на протяжении нескольких лет чувствуем, что эта востребованность есть — делать нынешнее детско-семейное кино с использованием персонажей, которые когда-то прославились в советских мультфильмах. Не только, кстати, «Союзмультфильмовских». И это явление началось еще до того, как «Чебурашка» вышел на экран. То есть это просто уже накопленное в пространстве желание продюсеров игрового кино. Другое дело, что «Чебурашка» оказался застрельщиком, который продемонстрировал, что, если все сделать хорошо, это действительно сработает.
О том, что создатели фильма уже работают над его продолжением, 10 апреля журналистам рассказал актер Сергей Гармаш, сыгравший в картине одну из главных ролей. По его словам, на вопрос, «будет ли продолжение», ответ — «будет», учитывая, что фильм «побил абсолютно все рекорды проката».
О ремейках советских мультфильмов
Мы не переснимаем старые сюжеты, они и так хороши. Мы берем вселенную персонажей и продолжаем в ней рассказывать новые истории. Сейчас у нас в запуске пятнадцать сериальных проектов, из них четыре или пять основаны на советской классике, остальные десять — это идеи, разработанные за последние 5-6 лет возрождения «Союзмультфильма». Но анимационный проект (сериал) набирает популярность ровно в течение лет пяти. Это уже статистически видно. То есть те проекты, которые мы с нуля придумали и запустили, только сейчас стали показывать в своей целевой аудитории (то есть у дошкольников) заметный рейтинг.
Но если вы возьмете рейтинги, например, ютубовские и посмотрите, сколько у подписчиков у «Простоквашино» и у «Оранжевой коровы», вы увидите, что «Простоквашино» выигрывает. То есть на самом деле эти классические франшизы очень хорошо работают на современных детей именно за счет того, что мы не делаем ремейки. Мы рассказываем новые истории и персонажи снова становятся любимы зрителями. Но это не такой простой процесс, потому что это как раз не копирование старого, это даже не научная реставрация, когда просто нужно, чтобы картинка и звук снова выглядели хорошо.
Конечно, любой проект, который ты делаешь как продолжение, сначала дико критикуют, но потом отсеиваются те, кому он действительно не понравился, и кто не является его зрителем, и остается его аудитория. Что у «Простоквашина», что у «Ну, погоди!» прекрасная собственная аудитория современных детей. У «Простоквашина» в первый год мы даже наблюдали эффект, что аудитория была истинно семейной. Для сериалов это атипично, когда родители смотрели с детьми. Это (по соцопросам) было заметно, что много родителей смотрит.
Первую серию продолжения «Простоквашино» «Союзмультфильм» представил 3 апреля 2018 года. За первые несколько часов его посмотрели более миллиона человек. Несмотря на это, сериал подвергся критике, в том числе и со стороны создателя оригинальной серии книг о Простоквашино Эдуарда Успенского.
Об объемах по производству контента и планах по развитию после ухода из кинотеатров иностранных картин
«Союзмультфильм» — организм как раз в стадии роста: у нас этот рост был запланирован и на текущий период времени. В некотором смысле мы просто поменяли точки приложения усилий, но эти усилия были запланированы. И студия к концу прошлого года по объемам производства, по статистике, вышла на первое место в России среди анимационных студий. И, в общем, нам хотелось расширяться.
У нас есть сейчас в производстве еще один полный метр — «Формула воды». Но в анимации все делается медленно — это 3-4 года работы. Поэтому у нас есть для себя внутренний план — один фильм в год на экранах должен быть. Но больше пока не получается технологически. У нас в производстве 15 сериалов. Каждый год запланирован выход одного полнометражного фильма и порядка десяти короткометражек. Так же как в прежние времена мы снимаем короткий метр, который является уже фестивальным видом нашей деятельности. К сожалению, короткий метр до зрителя доходит с большим трудом, он растворяется в гигантском медиапространстве.
Мы работаем с несколькими российскими онлайн-платформами. Это в первую очередь Okko. Мы очень широко представлены на телевидении, просто теперь детский контент показывается на специализированных каналах «Карусель», «Мульт», «Мультиландия». Это, собственно, наш телеканал. Поэтому нас можно найти там. Более того, на «Мультиландии» сейчас будет отдельная рубрика «Мультфильмы для мам». То есть как раз взрослые зрители могут найти это короткометражное современное кино, в том числе рассчитанное на их возраст. Мы сейчас сделаем сами себе подарок к очередному дню рождения — запустим именно канал короткометражных современных фильмов свой. И на ютубе будет, и, возможно, с кем-то из платформ тоже сгруппируем программы этих фильмов. Они там есть, просто их нужно искать, а так они будут как-то централизованно лежать.
И в кинотеатрах в любом случае можно найти наши альманахи. Какие-то основаны на наших сериалах, какие-то — на наших коротких метрах. У нас был очень интересный опыт, когда мы сделали часовую версию из серий нового «Умки», и он выходил в начале года в кинопрокат. Потому что на самом деле многие родители с удовольствием повели бы детей именно в кинотеатры. Российские аниматоры просто чуть-чуть не успевают за этим освободившимся рынком — чем его занять.
О мультфильмах по мотивам комиксов и наоборот
У нас есть прекрасная коллаборация с компанией Bubble (созданное в 2011 году издательство, самой популярной серией которого являются комиксы «Майор Гром» — прим. ред.). И вот у них была серия космических комиксов «Крутиксы». И те люди, кто делали этот комикс, в какой-то момент пришли с идеей его экранизации. Александра Бизяева одновременно занималась комиксом и теперь занимается этим сериалом. Для нас это очень интересный опыт, потому что аниматоры абстрактно годами говорили о том, что «во всем мире это нормальная практика, что комиксёры и аниматоры сотрудничают», но почему-то всегда получалось, что когда комиксеры переходили в стан аниматоров, они начинали делать там отличное, совершенно другое кино, не связанное с комиксами.
О том, за что не любит и за что готов платить российский зритель
Российская анимация, как, собственно, и мировая окупается во многом не за счет того, что ты кино продал зрителю, а за счет сопутствующей продукции. То есть [ее] уже даже сопутствующей не назовешь, потому что это примерно половина доходов российской анимации. «Союзмультфильм» — не исключение. Мы зарабатываем не только на том, что мы продаем кино.
Вообще российский зритель не очень любит платить за просмотр кино. Зато мы знаем, что с удовольствием покупает мерч. Мы знаем, в каких категориях, мы начинаем работать с этими категориями товаров. На самом деле все любят игрушки, все любят текстиль, продукты питания с персонажами. Казалось бы, ты, по идее, должен смотреть на то, вкусное или не вкусное содержимое, но персонаж тем не менее очень сильно влияет.
У нас есть большое количество чисто гуманитарных проектов, которыми занимается студия. Очень много выставочных проектов. Есть своя издательская программа. И в Москве и в Казани есть тематические парки, посвященные вселенной «Союзмультфильма». Потому что современная анимационная студия не может себе позволить только снимать кино. Эта эпоха закончилась, если мы говорим про индустриальные студии. Поэтому мы начинаем очень активно общаться со зрителем вне экрана.
О кадровом голоде и подготовке новых мультипликаторов
На самом деле спрос очень велик, потому что рынок анимационного контента растущий. Потому что мы говорим уже не только про художественную анимацию, которой занимается, скажем, «Союзмультфильм», но это и прикладная анимация, это реклама, это различная техническая визуализация. Это компьютерные игры, где есть анимация, и так далее.
Поэтому мы постоянно находимся в состоянии предвкушения кадрового голода особенно на специалистов среднего звена. Потому что в России исторически школа постановщиков очень сильная. Она правда одна из сильнейших в мире. Фундаментальная, мощная, с мощной эрудицией — все очень хорошо. Но кто будет работать руками — вот это главная проблема. То есть, есть постановщики, которые придумывают кино, задают стиль, задают тему и прочее прочее. Но дальше кино нужно произвести конвейерным методом. И эти специалисты, работающие в конвейере, — это 90% наших специалистов студийных.
Этой задачей мы уже стали заниматься, в том числе сами. Помимо того, что «Союзмультфильм», как площадка для практики, работает для всех московских колледжей и вузов, у нас появился свой собственный факультет анимации с Университетом «Синергия», где мы готовим художников-аниматоров. У нас целый творческий лифт. Мы стремимся, чтобы это работало не в масштабах города Москвы, а в масштабах страны, потому что очень много талантливых детей рождается в регионах.
На самом деле в стране сейчас гигантское течение анимационных детских школ, детских студий. Их что-то более четырех сотен по статистике. Астрономическая величина! В нашем случае это наши «Союзмультклубы». Дальше должны быть какие-то курсы профориентации — это то, над чем мы сейчас работаем. Дальше наступает возможность поступить в колледж. Мы уже предлагаем, соответственно, образование уровня колледжа, уровня бакалавриата через «Синергию», в том числе в онлайне, с дипломом гособразца. То есть у нас сертифицированная программа.
Сейчас «Союзмультфильм» совместно с ВГИК-овским колледжем участвует в разработке программы для обучения, чтоб она была такая — в хорошем смысле слова — типовая для всех колледжей. Чтобы все учили по одинаковым стандартам. И колледж — это то, что можно запустить в масштабах страны.