Немецкая химико-промышленная компания Henkel приняла решение закрыть бизнес в России на фоне ситуации на Украине. Об этом говорится в заявлении производителя, опубликованном 19 апреля.
В сообщении сказано, что сейчас «идет подготовка к процессу реализации» этого решения. Henkel будет тесно работать со своей командой в России «над проработкой деталей для того, чтобы обеспечить упорядоченный процесс», отметили в концерне.
По словам генерального директора компании Карстена Кнобеля, приоритетом Henkel остается сделать все возможное, чтобы поддержать коллег на Украине.
«Мы оказываем всестороннюю поддержку нашим сотрудникам и людям в Украине и соседних странах, предлагая финансовые пожертвования, а также продовольственные и материальные пожертвования. Многие сотрудники Henkel также помогают на границах, распределяя срочно необходимые товары или предлагая людям из Украины место для проживания», — цитирует слова Кнобеля пресс-служба концерна.
Вместе с тем компания пообещала, что до завершения процесса ликвидации бизнеса 2,5 тысячи российских сотрудников продолжат получать зарплату.
«Финансовые последствия запланированного выхода для Henkel к настоящему моменту пока невозможно определить», — считает производитель.
Henkel работает в России с 1992 года. Предприятия компании находятся в Перми, Энгельсе, Ленинградской, Московской и Ульяновской областях. Концерн производит материалы для ремонта, моющие средства, косметику и средства личной гигиены под брендами Schwafzkopf, Syoss, Fa, Persil, Losk, Taft, Shamtu, «Ласка», «Пемолюкс», «Пемос», Ceresit, Metylan, «Момент» и другими.
Еще 4 апреля Henkel заявляла, что продолжает работать в России и готова и впредь поставлять в страну продукцию ежедневного потребления. В начале марта Henkel прекратила все инвестиции, а также рекламные и спонсорские мероприятия в России на фоне военной операции на Украине.
Россиянам не хватает IKEA, Adidas и Disney
Из-за начала Россией военной операции на Украине более 500 иностранных компаний из самых разных отраслей рынка объявили о приостановке своей деятельности в России, а некоторые — о полном ее прекращении. При этом, согласно результатам опроса, проведенного банком «Открытие», почти 60% россиян положительно относятся к уходу зарубежных брендов из страны. По мнению 35% респондентов, Россия легко сумеет заменить товары и сервисы этих брендов своими. В то же время 24% участников опроса отметили, что не пользовались услугами этих компаний.
Отрицательно к уходу иностранных компаний отнесся 41% респондентов. Из них 21% назвал это действие «неоправданным политическим решением», а 20% заявили, что им будет не хватать товаров и сервисов ушедших брендов.
Наиболее критичным россияне считают уход из страны IKEA (29%), Adidas, Apple, Procter & Gamble и Nestle (по 14%). Также респонденты отметили, что им будет не хватать Asus, McDonald’s, Coca-Cola, Volkswagen, Danone, Disney и L’Oreal (от 10% до 13%). Лишь 13 % опрошенных заявили, что для них не критичен уход из России любой иностранной компании.
Вместе с тем многие опрошенные поддержали идею национализации предприятий и магазинов, которые принадлежали иностранным компаниям. Почти половина считает это хорошим способом сохранить рабочие места. При этом 18% россиян отметили, что против этой идеи, поскольку считают необходимым дать иностранным компаниям возможность вернуться в Россию для дальнейшей работы.
Чего ждать сотрудникам уходящих компаний
Адвокат, партнер практики трудового права BGP Litigation Анна Иванова рассказала агентству «Прайм», что иностранные компании, покидающие российский рынок из-за санкций на фоне военной спецоперации на Украине, ведут себя с сотрудниками по-разному:
-
одни решили выплачивать работникам полную зарплату в течение трех месяцев — до 31 мая, отправив работников по домам;
-
другие работодатели платят полную зарплату, но требуют находиться на работе, например, проводить инвентаризацию на складах;
-
третьи отправили работников в простой, в этом случае люди остаются без трети зарплаты.
«Такие компании привлекают внимание регулятора, а также имеют риски трудовых споров с работниками. Риски возрастают при наличии в компании активных профсоюзов», — отметила юрист.
По мнению Ивановой, работодатели зря пытаются недоплатить работникам, так как в случае проигрыша в суде компания должна будет доплатить не до оклада, а до среднего заработка, к тому же с процентами, которые растут пропорционально с увеличением ключевой ставки.
Те компании, которые закрылись, «купили согласия работников на увольнение», полагает эксперт. Она предположила, что работодатели попросту увеличили «стандартные три-пять окладов» при увольнении штата из-за ликвидации в два раза и таким образом быстро закрыли вопрос.