Использование ядерного оружия в военном конфликте на Украине вряд ли было бы эффективным, даже несмотря на полномасштабные военные действия, считает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.

«Я думаю, оно было бы неэффективным просто потому, что не для того оно разрабатывалось. И в условиях пускай весьма крупномасштабных боевых действий на территории Украины, которые мы видим, это все равно не тот масштаб, в котором предполагалось применение тактического ядерного оружия в прошлую холодную войну», — сказал Стефанович RTVI.

По словам эксперта, нестратегическое ядерное оружие, которое есть у России, скорее предназначено для сдерживания и противодействия противнику, «который превосходит нас в качественном или количественном отношении». Он напомнил, что именно такой «подход был у НАТО в годы холодной войны».

Архивное фото
Минобороны РФ / ТАСС

Сценарии использования ядерного оружия

В своем телеобращении 21 сентября Владимир Путин заявил, что «при угрозе территориальной целостности нашей страны, для защиты России и нашего народа, мы, безусловно, используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства». Как пояснил президент, речь идет в том числе о применении ядерного оружия, подчеркнув, что «это не блеф». 26 сентября госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что у Вашингтона есть план на случай применения Россией ядерного оружия. В свою очередь, советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан предупредил, что применение ядерного оружия обернется для России «катастрофическими последствиями».

Как отметил Стефанович, согласно документу «Основы геополитики в области ядерного сдерживания», применение стратегического ядерного оружия возможно в случае возникновения одного из следующих условий.

Во-первых, это непосредственно агрессия с применением оружия массового уничтожения против самой России или ее союзников. Причем под это определение может попасть не только ядерное оружие, но и «агрессия с помощью обычных вооруженных сил, которая ставит под угрозу само существование государства». В том числе, ответить ядерным ударом Россия может, если в ее сторону будет направлен «массированный пуск баллистических ракет, независимо от их оснащения».

«Вероятно, это связано с угрозой появления американских ракет средней дальности в Европе и в Азии, которые в принципе и без ядерных боезарядов могут наделать делов. А также очень интересный пункт, который касается так называемой угрозы системам, обеспечивающим применение ядерного оружия, вот. То есть если кто-то, например, пытается нарушить систему управления, поразить центры принятия решений, поразить спутники, которые используются для передачи данных, это тоже может стать причиной к применению, создать условия для применения ядерного оружия», — пояснил эксперт.

При этом он обратил внимание на то, что в данном случае не идет речи о том, что «Россия при первых признаках какого-то вмешательства сильной стороны тут же начнет кидать во все стороны ядерные боезаряды», хоть об этих сценариях и любят говорить американские эксперты. Скорее подобное может произойти, если «вражеские танки стоят под Смоленском или перерезают Транссибирскую железнодорожную магистраль».

«Символическая вещь»

Согласно нашей официально доктрине, решение о применении ядерного оружия принимает верховный главнокомандующий. Однако, подчеркнул Стефанович, «какого именно оружия, не указано».

Архивное фото
Сергей Карпов / ТАСС

«Понятное дело, что до решения о применении должно быть решение о передаче ядерного оружия на склады. Вернее, со складов. Теоретически это очень сложно спрятать, потому что все знают, где эти базы хранения, все представляют себе, как выглядят караваны, которые должны его двигать», — отмечает эксперт.

С другой стороны, замечает Стефанович, ядерное оружие само по себе является «достаточно символичной вещью» и «демонстративная готовность к его применению может оказать гораздо более серьезный сдерживающий эффект».

Подробнее в специальном репортаже RTVI