Президент Южноафриканской республики (ЮАР) Сирил Рамафоса заявил Высокому суду в Гаутенге, что предусмотренный ордером МУС арест российского лидера Владимира Путина, если тот в августе приедет в ЮАР на саммит БРИКС, будет означать объявление войны России. Об этом сообщает издание News24.
Высокий суд рассматривал заявление оппозиционного южноафриканского Демократического альянса (DA) о том, что правительство ЮАР должно принять «все необходимые меры для ареста Путина и последующей его выдачи МУС», если российский лидер прибудет на саммит БРИКС.
15-й саммит стран-членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) должен пройти в Йоханнесбурге с 22 по 24 августа 2023 года.
В своих показаниях под присягой Рамафоса заявил, что арест Путина в случае его приезда на саммит БРИКС означало бы «безрассудное, неконституционное и незаконное осуществление предоставленных правительству полномочий», ведущее к объявлению войны России. Риск такого развития событий южноафриканский лидер назвал недопустимым.
«У меня есть конституционные обязательства защищать национальный суверенитет, мир и безопасность республики, а также уважать, защищать, поощрять и осуществлять права народа республики на жизнь и безопасность», — напомнил Рамафоса.
Он также заявил, что адресованное правительству ЮАР требование арестовать Путина является «некомпетентным», поскольку правительство «не упоминается в запросе [на арест] как сторона», и к нему не может быть предъявлено никаких претензий.
Рамафоса просил суд не доводить его показания до общественности, чтобы «сохранить в конфиденциальность взаимодействия с Международным уголовным судом по поводу ордер на арест президента [России Владимира] Путина».
В марте 2023 года досудебная палата Международного уголовного суда выдала ордеры на арест Путина и Львовой-Беловой в рамках рассмотрения дела о «причинении ущерба украинским детям [в результате] незаконной депортации людей из занимаемых Россией частей Украины». В Кремле заявили, что юрисдикция МУС не распространяется на Россию, которая с 2016 года не является участницей Римского статута.
Президент ЮАР ссылался на статью Римского статута, в которой говорится, что необходимо «сохранять конфиденциальность запроса о сотрудничестве и любых документов, подтверждающих запрос, за исключением той степени, в которой раскрытие информации необходимо для выполнения запроса».
Тем не менее Высокий суд постановил, что ответ властей страны по поводу возможности ареста Путина по ордеру Международного суда в Гааге должен быть обнародован. После этого Рамафоса заявил, что изначально не возражал против обнародования своих письменных показаний, а лишь хотел сохранить их конфиденциальность в соответствии с директивой МУС.
Ранее президент ЮАР просил Россию поставить во главе делегации министра иностранных дел Сергея Лаврова вместо Путина, но получил отказ. До этого, как утверждали СМИ, южноафриканские власти обращались к Москве с просьбой, чтобы Путин участвовал в мероприятии дистанционно. О том, что главы всех государств объединения приедут в Йоханнесбург на саммит в августе, Рамафоса заявлял 14 июля.