В последние недели патриотические телеграм-каналы, общественные деятели, выступающие в поддержку военной операции на Украине, а также чиновники и депутаты все чаще критикуют Минобороны России. Это происходит на фоне отступления в Харьковской области, потери Лимана и проведении частичной мобилизации. О том, кто и как критикует министерство, — в материале RTVI.
Первая масштабная критика Минобороны России началась еще в первой половине сентября, когда российские войска уходили из Харьковской области. Тогда российские военкоры и пророссийские телеграм-каналы упрекали министерство в том, что оно никак не комментирует потерю Балаклеи, Купянска и Изюма.
Например, один из самых популярных патриотических каналов «Рыбарь» (почти 1 млн подписчиков) 10 сентября опубликовал пост, в котором говорится, что «сейчас не тот момент, когда можно молчать и не говорить ничего», а также содержится призыв к Минобороны взять «информационную обстановку на фронте в свои руки». Пророссийский телеграм-канал МИГ, у которого почти полмиллиона подписчиков, раскритиковал ведомство за отсутствие в официальной сводке «информации о происшедшем за последние 2-3 суток».
К вечеру 10 сентября Миноброны заявило, что для «достижения целей» военной операции было принято решение «перегруппировать войска» в районах Балаклеи и Изюма «для наращивания усилий на Донецком направлении».
Один из главных критиков Минобороны — глава Чечни Рамзан Кадыров. 11 сентября руководитель республики заявил, что российской армией «были допущены ошибки» во время боев в Харьковской области. Кадыров отмечал, что если «сегодня-завтра» не будут сделаны изменения в стратегии проведения военной операции, то он будет вынужден «выходить на руководство министерства обороны, руководство страны, чтобы разъяснить им ситуацию, которая там реально происходит на земле».
Уже через несколько дней Кадыров высказал недоумение по поводу обмена пленными, в результате которого были освобождены украинские военные, оборонявшие завод «Азовсталь» в Мариуполе. Он писал, что «крайне недоволен вчерашним обменом» и «сама ситуация» для него «в целом непонятна». По его мнению, защитники «Азовстали» — «фашисты» и «территористы», которых нельзя было обменивать на российских военных, а сам обмен был произведен «на украинских условиях». Кадыров признал при этом, что «наверху в Минобороны и ФСБ гораздо виднее».
Минобороны, впервые за все время боевых действий подтвердившее тогда обмен пленными, говорило, что вернувшимся российским военным «в плену грозила смертельная опасность».
1 октября Кадыров снова выступил с критикой военного руководства России — теперь из-за отступления российской армии в Красном Лимане. По его мнению, в потере города виноват командующий Центральным военным округом генерал-полковник Александр Лапин. Глава Чечни заявил, что Лапин руководил обороной этого участка и не обеспечил войска «необходимой связью, взаимодействием и подвозом боеприпасов». Кадыров назвал генерала «бездарем», которого «покрывают наверху руководители в Генштабе».
Кадырова поддержал бизнесмен, основатель ЧВК Вагнера Евгений Пригожин. Его заявление опубликовала пресс-служба компании «Конкорд», принадлежащей Пригожину: «Экспрессивное заявление Кадырова, конечно, совсем не в моем стиле. Но могу сказать: «Рамзан, красавчик, жги». Всех этих ушлепков — с автоматами босыми на фронт». Позже, отвечая на запрос «Медузы»*, Пригожин заявил, что не поддерживал Кадырова в критике военного руководства.
Это был не первый случай, когда Кадыров критиковал Минобороны, а Пригожин его поддерживал. 24 сентября глава Чечни предложил призвать на фронт половину российских силовиков, а создатель ЧВК Вагнера сказал, что согласен с Кадыровым.
Критиковал российские войска из-за ситуации в Лимане бывший командующий 58-й армией, член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев. У него вызвало недоумение, «почему за все время не оценили правильно обстановку, не усилили группировку». «Я согласен полностью с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым в этой части. Проблема не в том, что командующий группировкой Центрального военного округа неправильно оценил обстановку. Проблема в повальном вранье, докладе хорошей обстановки. Эта система идет сверху вниз», — писал он в своем телеграм-канале.
Регулярно критикует Минобороны бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин). Он отмечал, что «если продолжать так воевать, как на протяжении шести месяцев воюют наши войска под руководством МО РФ — то мы потерпим в итоге сокрушительное поражение». В начале октября он комментировал сообщение Минобороны о том, что ВСУ вклинились в оборону российских сил в направлении села Золотая Балка на берегу Днепра в Херсонской области.
«Чисто интересно — у нас для кого в Минобороны сводки делаются? Для населения или персонально для Владимира Владимировича? Если для населения, то вся его образованная часть (которая интересуется войной и сидит в интернете) уже сутки знает, что Золотая Балка — как минимум в 10 км в тылу ВСУ с позавчерашнего вечера. А остальным — что Золотая Балка, что Херсон, что Таганрог — никакой разницы — «где-то там, на Украине». Пока в сводках не прозвучало «Ростов-на-Дону» или «Симферополь» — никакой реакции можно не опасаться «от слова совсем»», — написал Стрелков.
6 октября с критикой Минобороны выступил бывший депутат Верховной рады и бывший председатель так называемого парламента Новороссии Олег Царев. В своем посте он отметил, что «была начата спецоперация, но до Киева не дошли, в Харьков не вошли». Он также напомнил о «ряде передислокаций», о которых сообщало Минобороны, в результате которых российские войска оставили «значительную часть территорий».
«И самое страшное в этом всем, что мы не делаем выводов и допускаем одни и те же ошибки раз за разом. Своими действиями или бездействием руководство министерства привело к тому, что поставило Россию под угрозу существования, а мир подвело к порогу ядерной войны. И что в результате? Ничего. Никто не признал свою вину и не подал в отставку. Понятно, что стреляться, как это делали аристократы офицеры в восемнадцатом веке, у нас не принято. А ведь стрелялись не только в давние времена, стрелялись и во время войны как советские, так и немецкие офицеры. Были в ходу честь и достоинство», — написал Царев.
С похожим посылом выступил замглавы администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов. При этом он попросил не бросать «тень на все министерство обороны» из-за некоторых «бездарных военачальников, которые реально не удосужились и не ответили за все те процессы и прорехи, которые на сегодняшний момент есть». «Да, действительно, сегодня многие говорят, что на месте министра обороны, который допустил такое положение дел, просто мог бы как офицер застрелиться. Но для многих слово офицер — непонятное слово», — сказал Стремоусов.
Поддержала Царева и бывший советник спикера Госдумы Вячеслава Володина Анастасия Кашеварова. По ее мнению, «Россия сейчас встала в раскоряку, с одной стороны — саботаж армейцев, с другой — если так продолжится, то это угроза потери для нас еще территорий, а в перспективе — ядерная война, а еще в перспективе — народный бунт». Из этой ситуации есть только три пути, считает Кашеварова, один из которых — «снятие высшего военного руководства, что, конечно, порадует народ и поднимет боевой дух армии, но неизвестно, кого поставят, и не станет ли ситуация хуже».
Кашеварова не в первый раз критикует военное руководство страны. 5 октября в посте о «брошенных» мобилизованных россиянах она обратилась к министру обороны Сергею Шойгу, написав, что «так с людьми нельзя». «Это же стыдно. Все говорили, что вы тефлоновый, что любая информация негативная от вас отлетает. Мир меняется. Никто не тефлоновый», — заявила она.
Глава комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Андрей Картаполов («Единая Россия») призвал Минобороны «перестать врать», так как это приведет к потере кредита доверия россиян. В эфире «Соловьев. Live» он заявил, что все приграничные села Белгородской области практически разрушены, но «мы это узнаем от кого угодно — от губернаторов и военкоров, но сводки Минобороны не меняются».
В Минобороны России критику никак не комментировали. В Кремле отвечали только на высказывания Кадырова в адрес Генштаба и генерала Лапина. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что главы регионов имеют право выражать собственное мнение, но в тяжелые моменты эмоции должны быть исключены из оценок.
* включено в реестр СМИ-иноагентов