Количество ядерных боеголовок в мире в наступившем десятилетии будет увеличиваться, а риск ядерной войны стал самым высоким со времен Холодной войны. Об этом говорится в докладе Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI). RTVI приводит основные положения из прогноза аналитиков.
Государства, обладающие оружием массового поражения, намерены увеличивать ядерный потенциал. США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР продолжают модернизировать свой ядерный потенциал, а общее количество ядерного оружия в мире в этом десятилетии будет только увеличиваться. При этом с января 2021 по январь 2022 года был зафиксирован небольшой спад в числе ядерных боеголовок, однако он стал следствием демонтажа запасов, снятых с вооружения несколько лет назад.
SIPRI уточняют, что Россия и США обладают более чем 90% всего мирового ядерного оружия. В то же время Китай продолжает расширять свой ядерный потенциал, о чем говорит строительство 300 новых ракетных шахт. Великобритания еще в 2021 году объявила об увеличении потолка общего количества боеголовок, раскритиковав Россию и Китай за отсутствие прозрачности в вопросе ядерного оружия. Тогда же британцы объявили, что они не будут публично раскрывать данные о существующих в стране запасах боеголовок.
Вместе с тем, в начале 2021 года Франция запустила программу разработки атомной подводной лодки с баллистическими ракетами. Судя по всему, свой ядерный потенциал расширяют также Индия и Пакистан. Северная Корея, как считают аналитики, обладает до 20 боеголовками, а также обладает расщепляющим материалом, достаточным для производства 45-55 боеголовок.
В мире — около 13 тысяч боеголовок. По состоянию на начало 2022 года, из 12 705 боеголовок, которые находятся на вооружении у нескольких государств по всему миру, около 9 440 расположены на военных складах и потенциально могут использоваться в военном конфликте. В то же время 3 732 боеголовки были развернуты вместе с ракетами и самолетами, а около 2000 (большинство из которых принадлежат России и США) находились в состоянии повышенной боевой готовности.
По данным института: у России на вооружении 5 977 боеголовок (развернуты 1588), у США — 5 428 (развернуты 1744), у Китая — 350, у Франции — 290 (280), у Великобритании — 225 (120), у Пакистана — 165, у Индии — 160, у Израиля — 90, у КНДР — 20.
Риск применения ядерного оружия — самый высокий с периода Холодной войны. Сокращение общемирового ядерного потенциала, которое наблюдалось после окончания Холодной войны, закончилось, и если страны, которые обладают ядерными боеголовками, не будут предпринимать действия по разоружению, то в скором времени количество оружия массового поражения будет только увеличиваться.
«Все государства, обладающие ядерным оружием, увеличивают или модернизируют свои арсеналы, и большинство из них обостряет ядерную риторику», — сказал директор программы SIPRI по ядерному оружию Уилфред Ван.
В институте пояснили, что ухудшение ситуации связано с тем, что диалог России и США по стратегической стабильности зашел в тупик из-за начала боевых действий на Украине.
«Особый режим»
В конце февраля Владимир Путин приказал перевести силы сдерживания, находящиеся на боевом дежурстве, в «особый режим». В конце апреля российский президент также пообещал, что Россия даст «молниеносный ответ» на попытки третьих стран вмешаться в ситуацию в Украине. Зампредседателя российского Совета безопасности Дмитрий Медведев, также говорил, что «накачивание» Украины оружием со стороны НАТО повышает вероятность перехода конфликта в ядерную войну.
О вероятности ядерного конфликта в конце апреля говорил и министр иностранных дел Сергей Лавров. Однако он тогда отметил, что Москва будет делать все, чтобы избежать такого варианта развития событий.
Вместе с тем, российский посол в Великобритании Андрей Келин в конце мая утверждал, что Россия не будет применять на Украине тактическое ядерное оружие, как этого опасаются некоторые военные эксперты, а также западные политики и чиновники. Например, директор ЦРУ Уильям Бернс не исключал вероятности того, что Россия может применить тактический ядерный боеприпас для победы на Украине.
Что говорят эксперты
Военные эксперты в беседе с RTVI отмечали, что риторика России по вопросу применения ядерного оружия из-за конфликта на Украине намеренно остается неточной и усиливает неопределенность по поводу возможного сценария развития боевых действий.
«В отличие от чрезвычайно опасного 13-дневного кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года, конфликт России и Украины сопровождается военными действиями и риск ядерной эскалации, вероятно, продлится еще много месяцев», — сообщил директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл.
Впрочем, сегодня прямых предпосылок для использования ядерного оружия у государств не больше, чем во времена холодной войны, считает старший научный SIPRI Петр Топычканов. «В таких условиях ни у кого нет причин или поводов для применения ядерного оружия», — говорил он.