В течение первого года пандемии коронавируса в США резко возросло количество смертей от последствий злоупотребления алкогольными напитками, пишет The New York Times (NYT) со ссылкой на исследование Национального института здравоохранения, резюме которого опубликовано в журнале Американской медицинской ассоциации. Тем временем в России потребление спиртного, согласно официальным данным, снижается, в то время как с алкоголем «сопряжены» около 5,3% смертей в стране.
В докладе исследователей говорится, что в период карантинных ограничений, введенных в связи с распространением COVID-19, многие люди «остались наедине со своими вредными привычками и утратили силу для борьбы с ними» — в частности, лишились поддержки различных обществ типа «анонимных алкоголиков» и утратили доступ к профильным медицинским услугам. У некоторых на фоне изоляции началась депрессия, и они, будучи изначально склонными к снятию стрессов с помощью спиртного, увеличили его потребление.
«Отчет появился на фоне растущего осознания того, что потери от COVID-19 — это не только жизни, непосредственно унесенные болезнью, но и избыточная смертность: она в период пандемии была обусловлена приостановкой плановой медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, участившимися случаями передозировки наркотиков и «социальными издержками» (невозможностью осуществлять полноценный уход за пожилыми людьми и т.п.)», — пишет NYT.
Национальный институт здравоохранения утверждает, что за время пандемии коронавируса в США значительно выросло количество обращений за неотложной помощью по поводу алкогольной абстиненции.
Сколько американцев умирает от алкоголя
Статистика смертности изменилась:
- в 2019 году 78 927 смертельных случаев, зафиксированных в стране, были вызваны последствиями злоупотребления алкоголем;
-
в 2020 году их насчитывалось уже 99 017 (+25%).
Для сравнения:
-
в период с 1999 по 2019 год связанная с алкоголем смертность в США ежегодно росла в среднем на 3,6%;
-
в 2018-2019 годах ежегодный прирост составлял 5%.
В 2020 году, по данным исследования, смертность от алкоголя среди американцев в возрасте от 16 до 64 лет (74 408 случаев) фактически превысила смертность от COVID-19 (74 075 случаев).
Точно так же темп прироста смертности от причин, связанных со злоупотреблением алкоголем, превысил темп прироста смертности в целом — 25% против 16,6%.
Недавно полученные данные касаются американцев в возрасте от 25 до 44 лет: в этой категории смертность от причин, связанных с алкоголем, в 2020 году выросла почти на 40% по сравнению с 2019 годом. Доступные сведения за 2021 год показывают, что эта тенденция сохраняется.
«Стресс является основным фактором рецидива у людей, преодолевших алкогольную зависимость. Нет никаких сомнений в том, что с началом пандемии уровень стресса резко вырос, и люди начали сообщать об участившихся случаях депрессии и повышении тревожности», — объясняет старший научный консультант Института злоупотребления алкоголем Национального института здравоохранения США Аарон Уайт.
Смертность, обусловленная злоупотреблением спиртными напитками, согласно исследованию, выросла во всех категориях — среди мужчин и женщин любых этнических и расовых групп. Ее относительный прирост у представителей обоих полов оказался примерно одинаковым, но абсолютное число смертей «от алкоголя» гораздо выше у мужчин.
Давняя тенденция, которую усилила пандемия
Не участвовавшая в исследовании профессор эпидемиологии Колумбийского университета Кэтрин Киз отметила, что тенденция к росту злоупотребления алкоголем среди взрослых американцев проявилась еще за 10-15 лет до пандемии. Она считает, что это может объясняться усугублением проблем в сфере психического здоровья.
«Как и многие последствия, связанные с пандемией, динамика злоупотребления алкоголем — это обострение проблем, которые у многих людей начались до пандемии», — уверена доктор Киз.
По ее словам, масштабы злоупотребления алкоголем растут в США на протяжении последних 10-15 лет, а пандемия в 2020 году ускорила этот рост, поскольку появились новые мотивы для пьянства — дополнительный стресс и скука, вызванная изоляцией. Повышенный стресс, считает Киз, в период локдаунов испытывали взрослые, запертые дома с детьми и вынужденные совмещать хозяйственные дела, удаленную работу и организацию дистанционного обучения для детей.
«Когда люди пьют дома, они, как правило, не следят за размером порций и употребляют больше спиртного, чем в заведениях общепита, поскольку в магазине оно стоит гораздо дешевле», — объяснила доктор.
Профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы и директор Центра здравоохранения Научно-исследовательского института реабилитации при Массачусетской больнице Джон Келли убежден, что рост злоупотребления алкоголем в период пандемии способствовал увеличению количества смертей от заболеваний печени (эта причина вызывает каждый третий летальный исход, связанный с алкоголизмом).
Дополнительными факторами, усугубившими ситуацию, Келли считает употребление наркотиков на фоне алкоголя (и, как следствие, участившиеся передозировки наркотическими веществами) и связанные с воздействием спиртного психические и поведенческие расстройства.
По словам доктора Уайта, общий объем продаж алкоголя в США в 2020 году в натуральном выражении вырос на 2,9% по сравнению с 2019 годом — и это самый большой годовой прирост с 1968 года.
Алкоголь, пандемия и смертность в России
В России власти продолжают проводить политику, направленную на снижение потребления алкоголя среди граждан. В сентябре 2021 года глава министерства здравоохранения Михаил Мурашко в официальном заявлении по случаю Всероссийского дня трезвости уточнил, что за последние десять лет россияне уменьшили потребление спиртного «более чем на треть» (с 15 до 9,1 литра в пересчете на этанол).
Однако, по словам министра, в 2020 году на фоне пандемии коронавируса снижение застопорилось, и показатели остались на уровне 2019 года. С алкоголем «сопряжены» около 5,3% смертей в стране, заявил Мурашко.
В мае 2020 года, выступая на заседании Госдумы, он признал, что на фоне самоизоляции россияне стали больше пить. Глава Минздрава предлагал в связи с этим принять меры для ограничения продажи спиртных напитков — запретить продавать алкоголь гражданам моложе 21 года.
Росстат летом 2021 года привел следующие данные о смертности. В 2020 году от связанных с алкоголем причин умерли 50 435 человек, в 2019 году — 47 427 человек (почти на 2% меньше, чем годом ранее, когда «алкогольные» причины привели к 48 786 смертельным исходам).
В 2021 году, судя по статистике рейтингового агентства НПА, потребление алкоголя начало сокращаться: во всяком случае, объем розничных продаж водки в первой половине года снизился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — до 344 млн литров.
Санкции и алкогольный рынок
С началом спецоперации российских войск на Украине и вступлением в силу западных санкций алкогольный рынок в России начал меняться из-за роста цен и ухода иностранных брендов.
Журналист, автор книги «Новейшая история России в 14 бутылках водки» Денис Пузырев в беседе с RTVI выразил уверенность, что меньше всего пострадает сегмент крепкого алкоголя, поскольку производство водки практически на 100% ведется из отечественных компонентов. «Даже коньяки, собственные виски где-то выпускают, ГОСТы уже были приняты и можно производить, технологии соответствующие есть. Конечно, больших брендов не будет», — предупредил эксперт.
Что касается вина, то им Россия обеспечивает себя на 33%. Отечественные производители, по словам Пузырева, «находятся в дефиците и не смогут заместить огромный выпавший объем своими силами», поэтому надежда остается только на поставки фермерских хозяйств из-за границы по каким-то альтернативным маршрутам.