В Совете безопасности ООН прошло экстренное заседание, созванное по инициативе России. На нем обсуждалось, существуют ли на Украине лаборатории по разработке биологического оружия, финансируемые США.
Постпред России при ООН Василий Небензя во время выступления сказал, что у Минобороны есть доказательства, подтверждающие существование на Украине сети из не менее 30 биолабораторий, в которых проводятся крайне опасные биологические опыты по усилению патогенов чумы, сибирской язвы и других смертельных заболеваний. По словам Небензи, эксперименты финансирует и контролирует американское Агентство по сокращению военной угрозы.
«Россия попросила Совет Безопасности о проведении сегодняшнего заседания ООН лишь для того, чтобы лгать и распространять дезинформацию. Это именно то, что вы услышали от постпреда Российской Федерации», – сказала постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд.
По ее словам, на Украине нет лабораторий по разработке биологического оружия, которые поддерживают Соединенные Штаты.
Томас-Гринфилд предполагает, что за заявлениями и действиями Москвы могут скрываться намерения самим применить биологическое оружие: «Мы полагаем, Россия может применить химическое или биологическое оружие как средство для политических убийств, как часть операций под вымышленным предлогом или “ложным флагом”, а также в ходе тактических военных операций».
Верховный представитель ООН по вопросам разоружения Изуми Накамицу сказал, что Организации Объединенных Наций ничего не известно о каких-либо программах по биологическому оружию. Он добавил, что такие ситуации, как война на Украине, требуют ужесточения международного запрета на производство и хранение биологического оружия.
Заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари ДиКарло призвала Россию и Украину продолжать переговоры: «Мы призываем активизировать эти усилия, в том числе для дальнейшего обеспечения гуманитарной помощи и соблюдения договоренностей о прекращении огня в приоритетном порядке. Логика диалога и дипломатии должна превалировать над логикой войны».
Обвинения Москвы
Первые обвинения в разработке биологического оружия на Украине озвучил еще 6 марта официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Он заявил, что российская сторона получила доказательства в ходе специальной военной операции, начатой 24 февраля. По словам Конашенкова, россиянам удалось обнаружить и уничтожить патогены возбудителей холеры, сибирской язвы, чумы, туляремии и других болезней.
7 марта, начальник радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России Игорь Кириллов сообщил, что на Украине, по его информации, была сформирована целая сеть биологических лабораторий, работавших на Пентагон. По данным российского Минобороны, наличие этих лабораторий стало причиной распространения на Украине таких инфекций, как туберкулез, корь и краснуха.
10 марта министерство обороны России выступило с новым заявлением относительно биологических и химических исследований на украинской территории. Официальный представитель ведомства Игорь Конашенков отчитался о том, что при поддержке Вашингтона там велись работы «по изучению переноса патогенов мигрирующими между Украиной и Россией, другими соседними странами дикими птицами». По словам Конашенкова, в украинских биолабораториях проводились эксперименты с образцами коронавируса летучих мышей.
Заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд сообщила, что на Украине действительно есть биологические исследовательские центры, но в них не производится оружие.
«На Украине есть исследовательские мощности, и мы на самом деле весьма обеспокоены тем, что российские войска могут стремиться взять их под контроль. Так что мы работаем с украинцами над тем, чтобы они не допустили попадания какого-либо из материалов этих исследований в руки российских военных, если те приблизятся», – сказала Нуланд во время выступления на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената.