83-летнюю актрису Лию Ахеджакову вызывали на допрос в Следственный комитет (СК) из-за роли в спектакле «Первый хлеб» театра «Современник». Об этом она рассказала «Московскому Комсомольцу» на открытии нового сезона.
«Такое происходит впервые в моей жизни. Приходил следователь. Меня вызывали на допрос», — сообщила Ахеджакова. Народная артистка России отметила, что «те, кто создают травлю, спектакля не видели». «Я посмотрела в Интернете на человека, возглавляющего организацию, которая выдвигает требования [имеется в виду лидер движения SERB Гоша Тарасевич]. Если бы он даже пришел на спектакль, он бы нашел в нем то, чего искал», — сказала актриса. При этом, по сообщению РИА Новости, Ахеджакова позднее пояснила, что допрос в СК состоялся около месяца назад. Актриса призналась, что скандал вокруг спектакля и последовавшая за ним травля «подкосили её». «Не знаю, как выйду на сцену. Я вообще трус. Тем более, что те, кто нам угрожают, обещали разбрызгивать фекалии, если мы не учтем их замечания. Они это делали в „Театре.doc». Бутылка наполняется фекалиями, видимо, своими, добавляется химия, и все это как шампанское разбрызгивается в зрителей. Так что особого вдохновения нет. Больше страха», — переживает народная артистка России. Ахеджакова не уверена, что «Первый хлеб» продолжат показывать. «Если нас Бастрыкин не закроет. У него же уголовное дело лежит на меня. Если этого не случится, то тогда у меня будет работа. <…> Травля нашего спектакля показала, что очень внимательно будут следить за смыслами, которые театр транслирует залу. Это уже не цензура, а гораздо опаснее», — заключила она. В то же время, как сообщил «Комсомольской правде» источник в силовых структурах, никакого уголовного дела против Ахеджаковой не заводили. Кроме того, собеседник издания заверил, что «из уважения к возрасту» артистку не стали приглашать на беседу в СК.
Скандальная постановка
Пьесу 32-летнего уральского драматурга Рината Ташимова «Первый хлеб» впервые показали в «Современнике» 19 июля 2021 года. В центре сюжета постановки с рейтингом 18+ находится «немного юродивая» бабушка Нурия в исполнении Ахеджаковой, чей внук уходит на войну. Идея пьесы состоит в том, чтобы показать «поколение молодых людей, у которых как будто нет почвы под ногами». Почти сразу после премьеры «Первого хлеба» вокруг постановки начал разгораться скандал. Как сообщало РИА Новости, общественная организация «Офицеры России» написала письмо в Генпрокуратуру и мэрию Москвы, в котором пожаловалась на «предельную неуважительность к защитникам Отечества» и оскорбление «достоинства павших фронтовиков Великой Отечественной войны». В особенности «Офицеров России» возмутил «пресыщенный безобразным матом» монолог главной героини в исполнении Ахеджаковой. Согласно сценарию, во время монолога находящаяся в состоянии алкогольного опьянения Нурия приходит на могилу к своему погибшему на войне в Афганистане мужу. В своей речи героиня Ахеджаковой негодует, что её внук тоже хочет уйти на войну и, сдобрив свою речь бранью, вопрошает у покойного ветерана: «Навоевался там? Защитил наше спокойствие? <…> Где оно, наше спокойствие?» В ответ на обращение «Офицеров России» глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил проверить спектакль на предмет оскорбления ветеранов. Вскоре к скандалу вокруг «Первого хлеба» примкнули активисты националистического радикального движения SERB, которые заявили о намерении сорвать постановку спектакля. Лидер объединения Гоша Тарасевич высказал мнение, что пьеса «глумится над военной историей», разрушает традиционные русские ценности и пропагандирует гомосексуализм. 23 июля активисты SERB принесли к зданию театра «Современник» на Чистых Прудах траурные венки. По свидетельству зрителей, после начала проверки СК в текст спектакля внесли изменения. В частности, из монолога бабушки Нурии убрали брань.