23 мая Соломенский суд Киева приговорил к пожизненному заключению российского военного Вадима Шишимарина по обвинению в убийстве мирного жителя Сумской области, признав подсудимого виновным в нарушении законов и обычаев войны. Спецкор RTVI Мяйле Мачюлите поговорила с адвокатом Вадима Шишимарина — Виктором Овсянниковым.

Прокуратура утверждает, что Шишимарин 28 февраля убил безоружного 62-летнего мирного жителя в поселке Чупаховка. Это первый процесс над российским военным после начала военной спецоперации на Украине.

По версии следствия, Шишимарин вместе с четырьмя сослуживцами, чью колонну разбили военные ВСУ, завладели частным автомобилем, на котором скрывались от противника. Как утверждает обвинение, в поселке Чупаховка российские военнослужащие увидели безоружного мужчину, который шел вдоль дороги с велосипедом и разговаривал по телефону. Один из военных якобы приказал Шишимарину убить мирного жителя, чтобы тот не сообщил об их местоположении. Шишимарин, как считает следствие, выполнил приказ, выстрелив из автомата Калашникова в голову мужчины, который погиб на месте, в нескольких десятках метров от собственного дома.

Вы будете обжаловать приговор Вадиму Шишимарину?

Конечно! У меня есть 30 дней с момента вынесения решения. Я постараюсь [сделать это] как можно в кратчайшие сроки. Однозначно апелляция будет и кассация будет. Там посмотрим. Там мои полномочия заканчиваются. Я считаю, окончательную точку может международный суд поставить какую-то. Пока только первый приговор первой инстанции, который не вступил в законную силу, а потом апелляция — а там уже будем смотреть. Сложно сказать, какие будут перспективы.

На какое наказание Вы и Ваш подзащитный расчитывали?

Я — на оправдательный. Вадим, я думаю, тоже на оправдательный.

В судебном заседании Вадим Шишимарин в своих показаниях признал, что выстрелил в мирного жителя, выполняя приказ. «Прапорщик Кафуров приказал стрелять. Я отказался. Тогда еще один военнослужащий угрожающим тоном приказал мне стрелять, аргументировав это тем, что он нас сдаст. Я выстрелил короткой очередью».

20 мая адвокат Шишимарина Виктор Овсянников указал, что его подзащитный выполнял приказ старших по званию под давлением и в начале несколько раз отказался. «Мы можем сделать вывод, что у Шишимарина не было намерения убить человека, а приказ он выполнял формально, надеясь, что не попадет», — говорил на заседании адвокат. Он отметил, что на скамье подсудимых должны быть те, кто отдавал приказ, и просил оправдать своего подзащитного.

Сам Шишимарин в суде извинился за убийство перед родными погибшего и заявил, что раскаивается: «В тот момент я нервничал, шли боевые действия, и не хотел убивать. Но так случилось… Впоследствии я понял, что лучше сдаться в плен».

Есть ли связь с родственниками Шишимарина?

У меня есть, но они просили корреспондентам телефон не давать. Я с мамой его общаюсь. Ей очень, мягко говоря, тяжело.

Возможен ли обмен? Если да, то по какой процедуре?

Теоретически — да, практически — я этим не занимаюсь, даже не могу вам ничего рассказать по этому поводу. Прокуратура этим больше занимается, принимают участие, а адвокаты не участвуют в этом.

Вы не боялись защищать Вадима Шишимарина? Вам поступали угрозы?

Периодически поступали и поступают. Но, как я всем говорю, в своей жизни я боюсь только делать прививки и стоматологов. А остальное не особо волнует. Угрозы поступали разного характера, начиная от предложения поехать в Москву и в Донбасс, заканчивая, как я вообще такой-сякой, как меня земля носит.

Российские власти как-то проявили себя в процессе?

Российские власти [не участвовали] в процессе никак абсолютно, никто не выходил на меня с их стороны. Я не пытался выйти на кого-то, зачем? Не они ж мои клиенты. Тем более мои контакты – они общедоступные, в общей базе данных.

Подзащитный нормально себя чувствует. Одет, обут, кормят. Никто его там не трогает. По крайней мере он мне не говорил о каких-то там давлениях на него или дискомфорте. Не жалуется.

Информация в данном сообщении может не соответствовать действительности. Роскомнадзор требует доверять только официальным источникам информации с российской стороны. Минобороны России официально заявило, что спецоперация на территории Украины не направлена против мирного населения и что противник ведет спланированную кампанию по дезинформации.