ЧВК «Вагнер» возобновила набор бойцов в свои подразделения, пишут СМИ в Перми и Новосибирске. Военные корреспонденты Александр Коц и Юрий Котенок рассказали RTVI, как устроен этот процесс.

Что происходит с «Вагнером»

По данным пермского издания 59.ru, «Вагнер» вошел в состав Росгвардии в качестве одного из подразделений, которым якобы руководит Павел Пригожин, сын погибшего основателя ЧВК Евгения Пригожина. Источник в новосибирском офисе группы также заявил, что бойцы «Вагнера» заключают контракты не с Минобороны, а с Росгвардией.

О вхождении «Вагнера» в состав Росгвардии писали также издание «Военное обозрение» и связанный с ЧВК телеграм-канал «Оркестр Вагнера».

Еще один связанный с частной военной компанией телеграм-канал GREY ZONE 1 ноября сообщил, что «в настоящий момент «Группа Вагнера» не проводит публичный рекрутинг (набор) сотрудников в свои ряды — ни на дальнее, ни на ближнее направление». В публикации канала утверждается, что идет некое урегулирование «правовых моментов в области законодательства», а также «проработка формата индивидуальных контрактов для СВО с руководством ФСВНГ (Росгвардией)». По данным GREY ZONE, ожидается, что вопрос решится к концу ноября или началу декабря.

Росгвардия о процессах, связанных с ЧВК «Вагнер», не сообщала.

В то же время депутат Госдумы Александр Хинштейн назвал информацию о вхождении «Вагнера» в состав силового ведомства недостоверной.

«Ни о каком вхождении ЧВК в Росгвардию нет и не может быть речи. Бывшие бойцы смогут заключать контракты, как добровольцы, только в индивидуальном порядке. Структурное поглощение ЧВК Росгвардией — невозможно по определению», — заявил парламентарий.

Как проходит возобновившийся набор в ЧВК

Военкор Юрий Котенок заявил, что не видит ничего удивительного в том, что вербовочные центры «Вагнера» приняли решение открыться снова.

«Мы знаем, что центры вербовки ЧВК “Вагнер” приостанавливали свою работу в связи с известными событиями. Но теперь, и даже еще раньше, приходили сообщения, что они открыты. Дело все в том, что поступала информация, что ряд бойцов ЧВК “Вагнер” идут в Росгвардию, идут в другие добровольческие подразделения, также частного характера, которые есть в России», — пояснил он.

По словам Александра Коца, в настоящий момент нельзя говорить о централизованном наборе бойцов в ЧВК «Вагнер».

«Есть одна группа из одного бывшего отряда, например, из третьего отряда ЧВК “Вагнер”. И бывший начальник штаба этого третьего отряда для себя решил, что он хочет вернуться на фронт и реализовать опыт, который был оплачен высокой ценой, чтобы не зарывать его в мирную жизнь. Вместе с ним пошли его бывшие подчиненные», — сказал военкор.

Он также отметил, что для нового набора бойцов не делалось специальных объявлений.

«Это все, что называется, на ближнем “сарафане”, когда все друг друга знают. Он говорит: “Я вот пойду”, его подчиненные командиры говорят: “Мы тоже пойдем”. Бойцы, которые были под этими командирами, говорят: “Ну и мы тогда пойдем”. Вот так, собственно, они и вернулись в новый состав спецназа “Ахмат”, и там они сохраняют и свою систему управления, и, условно говоря, свою субкультуру и свой бытовой уклад, и свои тактические наработки», — рассказал Коц.

Костяк ЧВК и основную его часть, добавил он, составляют «бывшие «музыканты», которые воевали с начала военной операции на Украине и были задействованы в Африке, на Ближнем Востоке, а также «участвовали в бахмутской мясорубке»:

«Про состав Росгвардии я ничего не знаю, я знаю подразделение, в котором я работал и которое вошло в состав спецназа “Ахмат”, которым командует Апты Алаудинов. Часть из них уже находится на боевых позициях в знакомых локациях, часть — обучается на полигонах в зоне СВО, часть уже на линии боевого соприкосновения», — сказал Коц.

По словам военкора, бойцы заключают контракты не с Росгвардией, а с Министерством обороны в индивидуальном порядке. Он также заявил, что не обладает информацией о роли Павла Пригожина в этом процессе. «Ничего про это не знаю. Мне известно, что Павел Пригожин сам воевал в зоне специальной военной операции, поэтому опыт у него какой-то есть, но я не могу подтвердить или опровергнуть информацию о нем», — отметил Коц.