Лефортовский суд Москвы 15 февраля провел заседание по новому уголовному делу против политика Алексея Навального. Оппозиционер обвиняется в особо крупном мошенничестве с пожертвованиями Фонду борьбы с коррупцией (ФБК)* и в неуважении к суду. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Заседание проходило в исправительной колонии города Покрова Владимирской области, где Навальный с февраля 2021 года отбывает срок по делу «Ив Роше».
Новое уголовное дело
Новое уголовное дело Алексея Навального состоит из шести эпизодов, связанных с «хищениями денежных средств неограниченного круга лиц». Четыре из них касаются мошенничества с пожертвованиями (ч. 4 ст. 159 УК РФ): изначально следствие утверждало, что политик под видом борьбы с коррупцией потратил на собственные нужды более 356 млн рублей, собранных для работы его организаций. Обвинение утверждает, что деятельность «организованной группы» Навального сопровождалась созданием сайтов и страниц в соцсетях, содержавших «разоблачительные сведения о коррупции чиновников».
По версии же государственного обвинения, озвученной во время выездного заседания, Навальный похитил почти 2,7 млн рублей, пожертвованных ему, в том числе на президентскую кампанию 2018 года. Потерпевшими в деле, пояснила гособвинитель, выступают четыре человека, которые, вдохновившись расследованиями команды Навального, перечисляли ему пожертвования. Речь идет о предпринимателях Михаиле Кузине (перечислил фонду 957,8 тыс. рублей) и Александре Карнюхине (665,7 тыс. рублей), а также разнорабочем Александре Кошелеве (1 млн рублей) и пенсионере Михаиле Костенко (50,1 тыс. рублей).
Еще два эпизода связаны с судом о клевете на 95-летнего ветерана войны Игната Артеменко, который состоялся в феврале 2021 года. В ходе процесса Алексей Навальный получил от мировой судьи Веры Акимовой более десятка замечаний, которые в итоге легли в основу уголовного дела об оскорблении участников судебного процесса и судьи (ч. 1, ч. 2 ст. 297 УК РФ). В материалах дела приводится более ста «оскорбительных» фраз подсудимого в адрес Акимовой, а также гособвинителя Екатерины Фроловой и основного свидетеля обвинения по делу ветерана — его внука Игоря Колесникова.
В число оскорблений следствие включило, например, слово «блин», а также более ста фраз, включая:
-
«Ваша ложь стала очевидна миллиону».
-
«Вы граммофон или судья?»
-
«Мне столько замечаний в школе не делали».
-
«Будете меня перебивать – я выведу вас из зала суда».
-
«Вот жаба мерзкая».
-
«Разрешите обращаться к вам не «ваша честь», а «оберштурмбанфюрер»».
-
«К вопросу о том, кто такие предатели, фашисты и политические проститутки — это те люди, которые сидят напротив».
-
«Если вам не удается вести процесс, давайте это буду делать я».
-
«Хватит меня перебивать, ё-мое».
-
«Ваш дед воспитал внука-проститута»
-
«Вы торгуете своим дедушкой. Вы используете его как куклу».
-
«Вы реально будете гореть в аду».
-
«Допрос в фашистской комендатуре очень напоминает это заседание».
В совокупности по предъявленным обвинениям Навальному грозит до 15 лет лишения свободы.
Как прошло заседание
Как передает корреспондент RTVI Дмитрий Лобанов, на суд приехала жена Навального Юлия. Ее пустили в зал, где проходило заседание. Накануне она опубликовала в Instagram пост с требованием допустить ее на суд.
Большинство журналистов, пожелавших освещать судебный процесс, пустили в зал, где можно смотреть трансляцию рассмотрения дела. Пройти в зал, где шло заседание, адвокатам разрешили только с блокнотом и ручкой, без какой-либо техники. Сотрудники колонии объяснили это ограничение тем, что объект, где идет рассмотрение дела, – режимный. В какой-то момент представителей СМИ перестали пускать внутрь здания, поскольку закончились места.
В начале заседания Алексей Навальный представился и назвал себя «резидентом Владимирской области». Почти сразу стало понятно, что в трансляции происходящее в зале заседаний слышно тихо, в связи с чем разобрать реплики участников процесса было практически невозможно. Вскоре журналисты попросили разобраться со звуком, после чего был объявлен технический перерыв. Во время него к Навальному пустили жену.
Спустя полчаса заседание возобновилось, и звук из зала, где проходило заседание, стал более четким. Почти сразу Навальный ходатайствовал о допуске адвоката Владимира Воронина в качестве своего защитника, сообщил корреспондент RTVI. Однако суд отказал оппозиционеру в допуске Воронина к делу, сославшись на то, что тот уже защищает бывшего координатора уфимского штаба Навального** Лилию Чанышеву, поэтому не может защищать самого политика.
Затем выступил адвокат оппозиционера Вадим Кобзев, который заявил, что защитников под угрозой недопуска заставили сдать технику — телефоны, ноутбуки и диктофоны. На этих носителях были сделаны пометки по материалам дела, которые адвокаты изучали два месяца. Защитники попросили суд разрешить им пользоваться техникой, но им в этом было отказано.
Также судья оставила без удовлетворения ходатайство Навального о том, чтобы он участвовал в заседании в обычной гражданской одежде, а не в тюремной робе.
«Я не понимаю, почему меня должны судить в робе? <…> Меня держат в робе, потому что нужно показать меня по телевизору», – сказал он в ходе заседания.
Кроме того, адвокаты Навального и сам оппозиционер настаивали на том, чтобы его судили в Лефортовском суде в Москве, а не в колонии. Защитники настаивали на том, что вменяемые оппозиционеру преступления не имеют никакого отношения к Покрову и колонии.
«За последние десять лет выездные заседания Мосгорсуд проводил 0,01% раз из всех. И за всю историю России и СССР не было ни одного выездного заседания по существу в тюрьме. <…> Удивительная вещь: как только я приземлился в Шереметьево, суды всё время выезжают куда-то. <…> Я требую, чтобы меня судили как обычного человека. В Лефортовском суде. Мне всё время говорят: ты обычный зек, ты ни от кого не отличаешься. Так вот, я действительно хочу быть обычным зэком, и чтобы меня судили как обычного зека», – заявил Навальный.
Впрочем, судья сочла заседание в колонии обычной практикой и отказала в переносе процесса. Кроме того, судья отказала Вадиму Кобзеву в просьбе вернуть дело в прокуратуру из-за противоречий в обвинении.
У Алексея Навального уже был один выездной процесс. В январе 2021 года в здании второго отдела управления МВД по Химкам, куда политика доставили сразу после задержания в аэропорту Шереметьево по прибытии из Германии, проходило заседание Химкинского горсуда. Тогда по итогам процесса Навального отправили под стражу. Сам политик о назначении процесса не знал и недоумевал, почему «заседание суда происходит в полиции».
По итогам заседания суд постановил, что рассмотрение дела продолжится 21 февраля.
Навальный взял слово
Алексей Навальный отказался признать вину в мошенничестве с пожертвованиями ФБК и неуважении к суду. Корреспондент RTVI процитировал его выступление в зале колонии:
«Как вы думаете, какую эмоцию я испытал, когда узнал обвинение? Гнев? Отрицание? Ликование! Я был на седьмом небе от счастья!
Я веду свою политическую деятельность много лет. Мы не брали государственные деньги, и я очень этим горжусь. Я собираю средства честным способом с 2011 года. С того момента 300 тыс. человек перевели нам деньги. За это время кто-то из людей разочаровался во мне, кто-то не был удовлетворен тем, что я сказал по тому или иному вопросу. Такое бывает.
Я ожидал, что часть этих людей подпишут заявление на меня. Но вы принесли в суд материалы о четверых людях, которые сделали пожертвования на 2 млн рублей. Причем один из них — это слесарь, который сделал пожертвование в 1 млн рублей, а через две недели написал заявление, и на следующий день было возбуждено уголовное дело.
СК выпустил сначала пресс-релиз, что я украл 1 млрд рублей, затем – 356 млн. И всех жертвователей допрашивали. Вы в суд принесли, что есть 300 тыс. жертвователей, и четыре человека написали заявления на 2 млн рублей. Тут даже разоблачать нечего! Вы тут говорите, что я потратил деньги «на личные нужды». Здесь даже не упоминается ничего – просто ноль.
Когда меня спросят, почему я уверен, что ФБК — самая честная и прозрачная организация и как я могу это доказать, я отвечу: главное доказательство — это материалы этого уголовного дела. Всё, что у вас есть — это два предпринимателя, находящиеся под уголовными делами, и два человека, которых вы сами принесли.
Я не знаю, нужно ли мне комментировать ту экзотическую часть дела, которая касается оскорбления суда. Я считаю, что выражение «Ваша честь, вы нарушаете закон» никого не оскорбляет. Посмотрите, там в тексте даже «Вы» с большой буквы. А «Я жду, когда вы закончите» — это неуважение кого? И за фразу «Боже мой» нужно судить?
Раз я оскорбил вашего Путина, что я не просто выжил, но и вернулся – он сказал: “Раз он типа считает, что такой крутой, – пусть сидит в тюрьме”.
Это не первый мой процесс, я не наивный человек <…> И будет это дело, будет второе, будет третье… И вы будете мне бесконечно увеличивать срок».
Также Навальный призвал своих сторонников продолжать делать антикоррупционные расследования, а всех остальных – делать пожертвования на продвижение этой деятельности.
«Я считаю, что всё равно моя деятельность, деятельность моих коллег важнее, чем конкретная судьба человека. Худшее преступление, которое я могу совершить, – это вас всех испугаться. И вас, и тех, кто стоит за вами. Я не боюсь и призываю всех остальных не бояться, потому что бояться здесь нечего. Бояться надо, что мы всю жизнь проведем в нищете, деградации и отсутствии перспектив. И своим детям оставим в наследство вот это всё: холуйство, раболепство и то же самое тоскливое ожидание лучшей доли», – заключил оппозиционер.
Отравление Навального
Алексея Навального госпитализировали в больницу в Омске 20 августа 2020 года после того, как ему стало плохо на борту самолета, направлявшегося из Томска в Москву. На некоторое время политика ввели в искусственную кому. Спустя два дня Навального доставили в клинику Берлина.
Позднее немецкая военная лаборатория обнаружила в крови оппозиционера следы отравляющего боевого вещества из группы «Новичок». Выводы этой лаборатории подтвердили две европейские лаборатории, сертифицированные ОЗХО. При этом российские врачи утверждают, что не нашли следов яда в анализах Навального. Москва также неоднократно отвергала обвинения в отравлении политика.
После отравления Навальный вернулся в Россию, где ему заменили условный срок по делу «Ив Роше» на реальный. С конца февраля 2021 года он отбывает наказание в колонии №2 во Владимирской области. С того момента против Навального возбудили несколько новых уголовных дел.
* организация признана экстремистской и запрещена
** штабы Навального признаны в России экстремистской организацией, запрещены и ликвидированы