Ночью 2 июля, без какого-либо предупреждения американские военные покинули авиабазу Баграм в Афганистане, бросив бутылки из-под воды и энергетиков, съестные припасы и даже часть вооружения (о выводе войск СМИ узнали только несколько дней спустя). Вскоре после того, как на базе выключился свет, туда вторглись мародеры. Об уходе американцев афганским военным стало известно только спустя два часа. Что означает столь поспешный уход США из Афганистана и как это скажется на России — в материале RTVI.
На сегодняшний день США уже вывели из Афганистана более 90% военного контингента. Еще в апреле президент США Джо Байден заявил, что к 11 сентября американская армия покинет центральноазиатскую страну, а начнется вывод войск в мае.
Военное присутствие США в Афганистане продлилось почти 20 лет. Первые удары по позициям «Талибана» (запрещен в России) американцы нанесли 7 октября 2001 года в ответ на серию терактов 11 сентября. «Пришло время положить конец самой длинной войне Америки, пришло время вернуть наших военных домой», – заявил в апреле глава Белого дома.
Вывод войск в ночи, без предупреждения, удивил эксперта вашингтонского Института Ближнего Востока, руководителя программы по изучению Пакистана и Афганистана Марвина Вейнбаума: «Возможно, у США были свои причины, но не потому, что они попали под обстрел. Талибы выполнили соответствующую часть соглашения, достигнутого в феврале 2020 года, в соответствии с которым они обещали не нападать на американцев во время вывода войск», – заявил Вейнбаум корреспонденту RTVI.
По мнению российского политолога, ведущего эксперта Центра изучения современного Афганистана Андрея Серенко, американцы покинули базу без уведомления по двум основным причинам. Первая и главная – ради собственной безопасности. Вторая – провал миссии.
«Американцы уходят без парадов, без развернутых знамен, потому что миссия в целом оказалась неудачной в военном отношении. И, конечно, сегодняшний уход из Афганистана абсолютно непобедный. Это больше похоже на эвакуацию», – считает Серенко.
«Стабилизировали, стабилизировали, да не выстабилизировали»
«Тратить ресурсы и отвлекаться на государственное строительство по западным лекалам в стране, где, как показывает история, это невозможно, больше не имеет для американского руководства смысла. Двадцатилетнее присутствие в стране не привело ни к созданию устойчивого правительства, ни демократических структур, ни безопасного общества. Перефразируя известную поговорку – “стабилизировали, стабилизировали, да не выстабилизировали”», – полагает директор Центра перспективных американских исследований Института международных исследований МГИМО Максим Сучков.
Значительную роль, как считают эксперты, сыграла и позиция рядовых граждан США. По словам Вейнбаума, несмотря на то, что общественное мнение в Соединенных Штатах расколото, большинство все же поддерживает точку зрения, что «20 лет хватит». «После двух десятилетий сложилось убеждение, что США сделали достаточно, и теперь черед афганцев взять ситуацию в свои руки. Но США и страны НАТО обещают и дальше поддерживать финансово афганские силы национальной безопасности и экономику государства».
«Талибан» продвигается все дальше
По мнению Марвина Вейнбаума, многие страны в регионе – даже те, кто поддерживал вывод американских войск – рассчитывали на то, что этот процесс будет более постепенным и что у афганских сил будет больше времени, чтобы подготовиться к жизни без американцев. Афганская армия оказалась слабо подготовлена к выводу войск США, и события последних дней – явное тому подтверждение. Не успели американские войска покинуть Афганистан, как в стране тут же активизировались талибы. 7 июля представители радикального движения заявили, что под их контролем находятся уже более 160 районов из почти 400.
«Я лично считаю, что США должны были оставить в Афганистане небольшую группу военных, чтобы противостоять террористической угрозе, исходящей от таких группировок, как “Аль-Каида” и “Исламское государство” (запрещены в России)», — говорит Вейнбаум.
По мнению американского эксперта, террористы могут воспользоваться ситуацией, чтобы нарастить свои силы, а это может привести к новым терактам в США и Европе.
Вейнбаум обращает внимание на то, что последние шесть лет США не принимали активного участия в наземных боевых действиях, но продолжали консультировать, обучать и обеспечивать материально-техническое снабжение афганской армии. Особую роль сыграли воздушные силы США, которые, по словам Вейнбаума, были жизненно необходимы для предотвращения наступления талибов на населенные пункты. «В результате (вывода войск) мы видим, как талибы добиваются значительных успехов в районах на большей части территории страны и уже готовы захватить столицы многих провинций», – считает он.
Политолог Андрей Серенко убежден, что талибы действуют под руководством пакистанского военного командования и пакистанских спецслужб, которые заинтересованы в свержении нынешнего афганского правительства и приходе к власти в Кабуле правительства, подконтрольного Исламабаду: «Некоторые министры, чиновники говорят о гражданской войне в Афганистане, но нет там гражданской войны. Есть внешняя агрессия со стороны Пакистана против Афганистана, которая осуществляется руками талибов. Талибы полностью под по мандатом пакистанской военной верхушки. Это традиционное соперничество Индии и Пакистана в регионе за влияние и, соответственно, борьба за Афганистан».
«Для всех это стресс»
5 июля президент России Владимир Путин и президент Таджикистана Эмомали Рахмон обсудили по телефону ситуацию на таджикско-афганской границе. Российский лидер подтвердил готовность оказать Таджикистану поддержку – как в двустороннем плане, так и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Дестабилизация ситуации в центральноазиатском регионе – одна из главных опасностей, которые таит под собой вывод американских войск.
«20 лет страны постсоветского региона Центральной Азии провели рядом с американским и натовским присутствием в Афганистане, фактически под их оборонным зонтиком. Фактически находившиеся в Афганистане американцы и НАТО прикрывали южные рубежи СНГ от джихадистов», – считает политолог Андрей Серенко.
По его мнению, эта ситуация была очень удобна России. Пока американцы сохраняли военное присутствие в Афганистане, «страны ОДКБ могли себе позволить заниматься исключительно учениями, боевой подготовкой и прочими мероприятиями, не тратя особых денег на обустройство границы, на решение задач безопасности и не рискуя человеческими жизнями». Нынешняя ситуация — «это стресс для всех», теперь южные рубежи придется охранять самим странам ОДКБ.
«Очевидно, что придется тратить дополнительные средства на обеспечение безопасности, модернизацию систем охраны границ, модернизацию вооруженных сил, пересмотр характера выполнения исторических обязательств в ОДКБ. Наверное, усилятся российское траты на этом направлении, а это тоже существенное бремя для бюджета», – говорит Серенко.
Чем вывод американских войск опасен для России?
Казалось бы, где Афганистан, а где Россия. Общих границ у стран нет. Но именно Россия может оказаться в числе наиболее пострадавших стран из-за вывода американских войск из Афганистана.
«Наплыв мигрантов, среди которых могут быть элементы, воевавшие в свое время в ИГИЛ и других исламистских террористических группировках, передел схем производства и течения наркотрафика (по данным ООН, общая площадь полей в Афганистане, на которых выращивается опийный мак, – 224 тыс. гектаров, а потенциальный объем производства опиума оценивается в 6300 тонн), создание на южных рубежах России перманентной серой зоны нестабильности – лишь некоторые очевидные угрозы, которые могут быть созданы уже в краткосрочной перспективе», – считает политолог Максим Сучков.
По мнению эксперта, сегодня у России достаточно оперативно-военных возможностей, чтобы отразить эти угрозы, но только военными методами эти вопросы решить не получится. Необходимы политические договоренности с властями центральноазиатских стран и с руководством «Талибан», а также взаимодействие и координация усилий в рамках ОДКБ и ЕАЭС (в том числе по линии пограничного контроля).
«России важно купировать эти угрозы до того, как они станут для Центральной Азии и самой России аналогом миграционного кризиса, с которым столкнулись европейцы из-за войн в Ливии, Сирии и Африке».
В то же время Андрей Серенко уверен, что усиления потока мигрантов можно не опасаться. Основную угрозу для России он видит в другом: пропаганда, которую талибы ведут в том числе на русском языке, может привести к росту числа радикальных элементов на территории РФ.
«Под воздействием этой пропаганды возникнет мода на “Талибан”, и возникнет желание подражать талибам у себя на родине, как несколько лет назад возникла мода на ИГИЛ. Это не значит, что сейчас возникнет многотысячное движение. Мы уже проходили на примере “Исламского государства”, что радикализация происходит в индивидуальном порядке, что называется, в режиме саморадикализации. При этом силовики оказываются не в состоянии отследить, по каким “каналам” шел процесс радикализации».
Решение «афганской проблемы» Серенко видит в консолидации сил разных стран. Он убежден, что помощь афганской армии будут оказывать не только США, но и Индия, Китай, Иран и страны Центральной Азии – «все те здравомыслящие государства, которые не хотят, чтобы вместо пусть не самого совершенного, пусть коррумпированного, слабого, не очень совершенного не очень успешного государства пришел совершенно дикий джихадистский режим».
Как талибы борются за Афганистан
Исламистское движение «Талибан» возникло в 1994 году, через несколько лет после вывода советских войск. Его возглавил мулла Мохаммед Омар, своей целью талибы провозгласили создание «истинно исламского» государства. Название движения происходит от слова «талиб», что в переводе с пушту значит «учащийся»: поначалу членов организации вербовали из числа афганских беженцев, покинувших Афганистан из-за войны 1979-1989 гг. и получавших религиозное образование в медресе на территории Пакистана.
В 1996 году талибы заняли Кабул. Фактически они правили Афганистаном до 2001 года, создав «Исламский Эмират Афганистан», контролировавший большую часть территории страны. Однако это правительство признали только Пакистан, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Вскоре после прихода к власти талибы ввели в практику публичные казни за убийство и супружескую измену, а людям, пойманным на воровстве, отрубали конечности.
Талибы были свергнуты в результате операции «Несокрушимая свобода», которую США начали в ответ на теракты 11 сентября и отказ талибов выдать лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена. Члены движения бежали в горы и вскоре основали «Исламский Эмират Вазиристан» на северо-западе Пакистана на границе с Афганистаном.
В 2003 году Совет Безопасности ООН признал «Талибан» террористической организацией. В том же году аналогичное решение вынес Верховный суд России.
После свержения талибов некоторое время казалось, что с движением покончено или что по крайней мере оно в значительной мере утратило силы, но постепенно террористы начали давать о себе знать все чаще и чаще. Жертвами крупных терактов, совершенных в Афганистане с конца 2000-х годов, стали сотни людей.
Свою деятельность талибы активно возобновили в 2015 году, когда было объявлено о выводе основного контингента войск НАТО из Афганистана.
В феврале 2020 года США и Талибан подписали в Дохе «соглашение по установлению мира». Соединенные Штаты и союзники по НАТО согласились вывести все войска в течение 14 месяцев, если боевики будут соблюдать соглашение.
Автор Марика Димитриади