Жители Петербурга возмущены планами новых городских властей отметить 75-ю годовщину полного снятия блокады Ленинграда военным парадом. Пресс-служба Западного военного округа объявила на днях, что в памятный день по Дворцовой площади пройдут танки, боевые машины пехоты и реактивные системы залпового огня. Репетиции обещают начать уже в декабре. Подробности — в материале Романа Перла.
«Намеченное мероприятие абсолютно неадекватно скорбному смыслу той памяти, которую несет в себе мемориальная дата», говорится в открытом письме исполняющему обязанности губернатора Александру Беглову. Подписавшие петербуржцы, среди которых — житель блокадного Ленинграда Яков Гилинский, писатель Елена Чижова и историк Лев Лурье, требуют «остановить этот кощунственный карнавал».
Лев Лурье, историк: «Эти государственные торжества по поводу полного освобождения Ленинграда ничего, кроме отвращения, вызывать не могут. Все эти полевые кухни, танцы — это какие-то народные гуляния на костях».
Министерство обороны готовит к 75-летию снятия блокады Ленинграда тысячи военных и десятки единиц современной техники, которые пройдут торжественным маршем. Один из авторов обращения к Беглову, историк Даниил Коцюбинский, недоумевает, откуда взялось слово «торжество» в день памяти.
Даниил Коцюбинский, историк: «С точки зрения судьбы солдат, которые были обречены на гибель, это одна из самых ужасных страниц в летописи той войны. Поэтому какая здесь может быть память, кроме скорбной? Какие триумфы, какие военные парады? Только минута молчания, день молчания».
Блокада — это вторая по масштабу жертв после Холокоста гуманитарная катастрофа Второй мировой войны. Так совпало, что 27 января — это не только день полного освобождения Ленинграда, но и международный День памяти холокоста. Каждый год в Петербурге на траурных мероприятиях вспоминают обе трагедии.
Даниил Коцюбинский, историк: «Это ведь также и день избавления тех узников Аушвица, которые дожили до этого дня, но никому в голову не приходит этот день считать праздничным. Это день трагический, это день памяти жертв. Так же и блокадные дни не могут быть ничем иным, кроме как днями памяти о жертвах».
Не в первый раз власти Петербурга пытаются устроить шоу из памяти жертв блокады. В предыдущие годы в городе устанавливали элементы реконструкции блокады, например, противотанковые ежи и полевые кухни с веселыми военными песнями.
Лев Лурье, историк: «Можно ли себе представить, что таким образом отмечают годовщину катастрофы армянского народа, Холокост, сражение на Сомме? Недавно собрались руководители государств, чтобы почтить память жертв Первой мировой войны. Разве там были парады? Там было возложение венков и слезы».
По словам историков, силы и ресурсы, затраченные на шоу, можно было потратить на изучение блокады: все еще не подсчитано точное число жертв и не исследованы блокадные дневники. А системы залпового огня под Александрийской колонной успеют пройти 9 мая.
«Мы всегда в этот день молчали». Депутат петербургского Заксобрания Борис Вишневский о параде в годовщину снятия блокады
Борис Вишневский, депутат Заксобрания Петербурга: «Конечно, проще устроить военный парад, как я когда-то видел на Итальянской улице, где сытые и румяные актеры изображали сценки из блокадной жизни. На мой взгляд, это просто кощунство. <…> Сравнения с 9 мая, я считаю, не очень корректны. Традиция праздновать День Победы — очень давняя, с 1965 года, когда еще были живы фронтовики, которые могли пройти по Красной или по Дворцовой площади со своими наградами. А традиций парадов 27 января в нашем городе не было никогда. Мы всегда в этот день молчали».