На этой неделе CNN сообщил, что в 2017 году спецслужбы США отозвали своего агента в правительстве России. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что речь идет об Олеге Смоленкове. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что Смоленков работал в Администрации президента в 2016 году. Известно, что он с семьей выехал в Черногорию, но больше о нем с тех пор никто не слышал. Корреспондент RTVI Сергей Морозов разыскал знакомых Смоленкова и разобрался, что известно о предполагаемом агенте ЦРУ в Кремле.
В этой истории, кажется, было все, кроме похищения ребенка. Теперь есть и это. Оказывается, Антонина Смоленкова, убегая из России, прихватила с собой 13-летнего сына от первого брака — Ивана. Его отец, Евгений Агафонов, два года считал сына пропавшим без вести. Еще в 2017 году он подал в полицию заявление, по которому было открыто дело об исчезновении (предположительно, убийстве) пяти человек — семьи Смоленковых.
Евгений Агафонов, отец Ивана Агафонова: «По сути, по факту это похищение. В 2017 году обманом получила от меня согласие на выезд ребенка в Черногорию на отдых без изменения страны пребывания на срок два месяца и обманом вывезла ребенка в Соединенные Штаты, где скрывается до сих пор».
Сергей Морозов, RTVI: «Когда вы говорили с Иваном в последний раз?»
Евгений Агафонов, отец Ивана Агафонова: «С Иваном я разговаривал 8 июня 2017 года. Потом Смоленкова под надуманным предлогом, что я якобы настраиваю ребенка против нее, отключила либо отобрала телефон у него, либо заблокировала мой телефон на входящие вызовы. После этого возможность общаться с ребенком у меня отсутствовала. <…> Надеюсь, что справедливость восторжествует и я смогу нормально общаться со своим сыном».
Если подтвердится, что семья Смоленковых бежала в США, Антонине можно будет предъявить обвинение в похищении ребенка, а отец Евгений Агафонов сможет добиваться свиданий с сыном. Понятно, что в такой ситуации отчиму ребенка, предполагаемому агенту ЦРУ Олегу Смоленкову, вряд ли удастся скрываться от родных спецслужб.
Эту шпионскую историю легче понять, если смотреть на нее, как на человеческую драму. У Олега Смоленкова завязался служебный роман с Антониной: они познакомились на дипломатической службе, куда Антонина устроилась секретарем после окончания колледжа при Министерстве иностранных дел. Каждый из них в тот момент состоял в браке. Роман оказался настолько серьезным, что оба развелись.
А теперь важный вопрос: какие документы проходили через ее руки? И если Смоленков был агентом ЦРУ, вовлек ли он в шпионскую деятельность Антонину? Действовала ли шпионская чета в Администрации президента Владимира Путина? Ответов на эти вопросы пока нет.
Важные детали об их побеге стали известны на этой неделе. В прессе писали, что семья бежала из квартиры на улице Каргопольской, но это не так. Ошиблись на несколько улиц: в Отрадном семья Смоленковых сменила несколько квартир в небольшом районе, но именно отсюда они уехали окончательно в 2017 году.
В одном из домов на улице Хачатуряна Смоленковы снимали квартиру. Олег целыми днями пропадал на работе, 13-летний Иван в этом дворе встречался с друзьями. По их словам, незадолго до исчезновения Иван начал усиленно заниматься английским языком, а еще у него стали появляться какие-то «слишком дорогие вещи».
Семья стала часто уезжать в Черногорию, где, как объяснял Иван, у них жили то ли знакомые, то ли родственники. 17 июня друг позвонил Ивану и позвал в кино, но тот ответил, что он уже в Черногории. После этого он уже не отзывался. Как пишет черногорская газета «Победа», Смоленковы прилетели регулярным рейсом в Тиват, на такси доехали до порта, там сели на частную яхту и покинули Черногорию по чужим паспортам.
В одной из двенадцатиэтажек на севере Москвы живет мать Олега Смоленкова Валентина. Она тяжело больна, за ней ухаживает сиделка. Мать переживает, что сын ее бросил. Она слегла еще до его бегства. Олег навещал ее раз в неделю. Вероятно, из-за матери он и отказался бежать, когда ему предлагали это в первый раз в 2016 году, но в итоге решился. Соседи говорят о пропавшем Смоленкове с уважением: из бедной семьи, выбился на самый верх, всего добился сам. Бабушки, которые живут по соседству, рассказали, что семья приехала в Москву из Ивановской области. Мать Олега Смоленкова, по их словам, приехала на завод, и ей здесь дали квартиру. Соседки с теплом говорят о ней. Они добавили, что у Олега не было родственников, которые могли бы ему помочь, и он добился всего сам. «Вежливый, нормальный человек был», — говорят соседки.
А теперь вопрос: как человек из Иванова без денег и влиятельной родни сделал такую карьеру, что снабжал американские спецслужбы информацией о Путине? По данным RTVI, в середине нулевых Смоленков приехал на работу в российское посольство в США как человек Юрия Ушакова — нынешнего помощника Владимира Путина. То есть Смоленков работал при Ушакове больше десяти лет. На вопрос, знаком ли он со Смоленковым, Юрий Ушаков ответил: «Без комментариев».
Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ СССР в отставке: «Понятно, что Смоленков мог получать эту информацию. Но мы понимаем, что он был не очень высокого полета птица, значит откуда он мог получать эту информацию? От своего шефа, от Ушакова, значит. Ушаков какие-то вещи ему пробалтывал, с какими-то документами давал знакомиться. Тут много вопросов к Ушакову в том числе. Понятно же, что если он работал в Вашингтоне под руководством Ушакова вторым секретарем, то Ушаков его привел в администрацию, не кто-либо другой. Надо понимать, какие у них отношения, насколько близкие, насколько он мог получать информацию. <…> Понимаете, предполагать можно все что угодно. В том или ином качестве, может, он и был связан со спецслужбами. Я, правда, не знаю, как сейчас. Раньше, если человек по служебной линии продвигался выше определенного уровня или переходил на работу в ЦК КПСС, там даже на уровне уборщицы нельзя было вербовать людей, или в аппарат Совета министров, то отношения прекращались. Как у них сейчас работа построена, я не знаю».
Итак, есть вероятность, что сотрудники Администрации президента, которые работают на Старой площади, по старой памяти пользуются иммунитетом от спецслужб. И возможно, отсюда — такой провал контрразведки. А что, если кроме Смоленкова там был еще агент (или агенты)?
Последний штрих: в США Смоленков купил дом за миллион долларов. То есть агент ценный. Но если он такой ценный, то почему его так засветили? С середины 2018 года настоящие имена Олега и Антонины — в реестре недвижимости, в налоговых записях, в газете. Естественно, к ним на этой неделе нагрянули репортеры, а жильцы дома сразу сели в машину и уехали в неизвестном направлении. Кстати, их никто так и не увидел в лицо. Жили ли они вообще в этом доме? И они ли вообще убегали от репортеров? Мы видим только записи в документах, самих Смоленковых никто не видел. Стереть записи, и концы в воду. И кажется, такой исход дела устроил бы власти и в России, и в США.