Премьер Армении Никол Пашинян заявил о вторжении азербайджанской армии 15 ноября. На следующий день начались бои с применением артиллерии и бронетехники. В Ереване заявляют, что ответственность за столкновения лежит на Баку. В Азербайджане же уверены, что это масштабная провокация со стороны Армении. На этом фоне Ереван обратился за помощью к России. После переговоров с министром обороны Сергеем Шойгу странам удалось договориться о перемирии. О новом витке конфликта — в материале корреспондента RTVI в Армении Артура Хачатряна.

Минобороны Армении опубликовало кадры, которые у большинства населения страны вызвали чувство дежавю: взлетающие в воздух «Уралы» и БТР были составной частью войны в Карабахе. Не прошло и года, а между соседями снова эскалация — самая масштабная в послевоенный период. Только зона напряжения уже не Карабах. Боевые действия переместились на армяно-азербайджанскую границу. В Ереване сообщили: азербайджанские подразделения при сопровождении тяжелой бронетехники атаковали позиции вооруженных сил.

То, что это не очередная перестрелка, стало понятно чуть позже, когда премьер страны Никол Пашинян созвал срочное заседание Совета безопасности и заявил: это прямая агрессия в отношении Армении.

Никол Пашинян, премьер Армении: «Азербайджан и поддерживающие его силы нацелены на наш суверенитет и государственность. Это прямая агрессия против суверенной территории Республики Армения. Сегодня мы показали, что не позволим говорить с нами на языке высокомерия. Разговоры о приграничных спорах абсурдны и бессмысленны. Нет пограничного спора, есть агрессия против суверенитета территории Армении».

Ясно всем, что это фактически вторжение на территорию Армении. Хотя публично так говорит только Евросоюз. Остальные мировые центры, в том числе и Москва, стараются держать нейтралитет. Это явно вызывает раздражение в Ереване. Сразу после эскалации на границе власти заявили об обращении к России в рамках двустороннего договора 1997 года, который предполагает оказание дипломатической и военной помощи.

Правда, пока непонятно, оформлено ли обращение уже в письменном виде и что об этом думают в самой Москве. Кроме того, если раньше из Еревана звучали лишь робкие заявления, в этот раз депутаты от правящей партии слова не подбирали.

Гурген Арсенян, депутат парламента Армении: «Посягательства в отношении Армении — это посягательства так же в отношении нашего союзника. Это проверка надежности наших друзей. Союзнические обязательства — это не тосты на свадьбе. Сейчас время дать оценку тому, как наши союзники реагирую на эту ситуацию».

Виген Хачатрян, депутат парламента Армении: «Высокомерное поведение ОДКБ переходит все границы. ОДКБ обязана выполнять свои обязательства, хотя это и не означает, что нашу судьбу и все надежды мы связываем с организацией».

Остановить дальнейшее обострение ситуации удалось при посредничестве именно Москвы. Министры обороны двух стран традиционно переговорили с Сергеем Шойгу, после чего стрелять на границе перестали. Итогом для Армении стали две потерянные боевые позиции, шесть убитых, 25 пропавших солдат, а также 13 попавших в плен. Как положить конец приграничным инцидентам? Никол Пашинян уверен, что поможет определение линии границы.

Никол Пашинян, премьер Армении: «Российская Федерация трижды выступала с предложением о демаркации и делимитации границы, и фактически все три раза мы соглашались. По моему впечатлению, процесс не сдвинулся с места из-за Азербайджана или отсутствия конкретного ответа с его стороны».

В этой ситуации как минимум на трех участках образовались зоны эскалации, где вооруженные силы Азербайджана на несколько километров проникли вглубь территории Армении. Но последний случай — наиболее проблематичная зона. В нескольких километрах пролегает главная транспортная артерия Армении, республиканская трасса Ереван-Горис. Если она окажется под наблюдением вражеских войск, страна рискует потерять связь со своим же югом.

Карен Ованнисян, военный эксперт: «Это самый узкий участок территории Армении. Он зажат между Азербайджаном и Нахичеванью. Азербайджан преследует одну цель: оказать всяческое давление на власти Армении, чтобы последние пошли на прямой диалог с ней. Требование: транспортный коридор через территорию страны. И для этой цели используется весь инструментарий, в том числе и военный».

Азербайджан уже год заявляет, что намерен получить коридор через территорию Армении для связи с Нахичеванской автономной республикой и Турцией. Если это произойдет, Ереван не будет контролировать эту дорогу и не сможет, к примеру, в одностороннем порядке ее закрыть. В стране многие уверены, что фактически это потеря суверенитета.

Спустя год после войны Армения все еще не может оправиться от ее последствий. Постоянные столкновения на границе, потери боевых позиций, новые пленные — словно череда поражений. Но все понимают, что впереди новые процессы, которые могут поставить страну в еще более трудное положение: демаркация и делимитация границы, мирный договор с Азербайджаном.