Мировые СМИ и эксперты обсуждают заявления российского Минобороны о том, что киевские власти готовят провокацию с использованием так называемой «грязной бомбы». В Москве указывают на украинские предприятия, в том числе АЭС, давно работающие с радиоактивными материалами. RTVI разбирался, что представляет из себя «грязная бомба», и были ли в истории инциденты с ее применением.

Как работает «грязная бомба»

Обычно под «грязной бомбой» подразумевают наиболее простой в техническом плане тип радиологического оружия. Его концепция возникла в середине XX века. Она предполагала изготовление и доставку на выбранную территорию боеприпаса, начиненного радиоактивным веществом. Такая начинка поражает все живое ионизирующим излучением и оставляет устойчивое радиоактивное заражение.

Для повышения вредоносного эффекта в бомбе могут использоваться сразу несколько различных изотопов с различным периодом полураспада, например йод-131, цезий-137, стронций-89. При этом в зависимости от периода полураспада и интенсивности воздействия различные варианты начинки могут иметь как быстрый, так и отложенный эффект. Производство «грязной бомбы» несравнимо проще изготовления ядерного оружия, по сути, главная проблема при ее создания — доступ к радиоактивным материалам.

«Грязные бомбы» часто рассматриваются, как более простая альтернатива ядерному оружию. Однако радиологические боеприпасы проигрывают ядерным и термоядерным снарядам по главному параметру — быстродействию и отсутствию такого поражающего фактора, как ударная волна, приводящая к масштабным и быстрым разрушениям, выводу из строя инфраструктуры противника и поражению живой силы. По этой причине концепция радиологического оружия не подразумевает его использование на поле боя. «Это скорее психологическое оружие. Если вы хотите напугать людей, угрожать им, вы используете такого вида оружие», — считает Скотт Рекер, вице-президент некоммерческой исследовательской организации Nuclear Threat Initiative (Вашингтон).

Архивное фото
Sergey Dolzhenko / EPA / TASS

Последствия от применения грязной бомбы зависят от таких параметров, как количество обычной взрывчатки, которое определяет площадь разлета радиоактивных веществ, количество и тип самых изотопов, а также погодные условия, в первую очередь — сила и направление ветра, которые определяют направление и площадь заражения.

Последствия от взрыва гипотетической грязной бомбы просчитывались экспертами. Так, специалисты из Федерации американских ученых рассчитали, что бомба, начиненная лишь девятью граммами кобальта-60 и 5 кг тротила, взорванная на Манхэттене, сделает непригодной для проживания весь Нью-Йорк на период до сорока лет. Кроме того, радиоактивное заражение мегаполиса увеличит вероятность онкологических заболеваний у жителей до 1 случая на сто человек.

Несмотря на то, что разные виды радиологического оружия изучались разными странами, в настоящее время ни одна армия мира официально не имеет на вооружении радиологических боеприпасов.

Применялась ли уже «грязная бомба»

Констатируя, что за последние десятилетия случаев успешного применения «грязных бомб» в мире не было, западные СМИ напоминают, что два наиболее серьезных инцидента, связанных с попытками применения подобных устройств, были зафиксированы именно в России в 1990-е годы. Так, в ноябре 1995 года журналистка Елена Масюк обнаружила в Измайловском парке контейнер с радиоактивными материалами, местонахождение которого, по ее словам, подсказал лично террорист Шамиль Басаев.

А в декабре 1998 года чеченские власти заявили, что в районе города Аргун недалеко от железнодорожного полотна обнаружен контейнер с радиоактивными веществами.

Вскоре после теракта в театральном центре на Дубровке один из лидеров чеченских сепаратистов Ахмед Закаев в интервью агентству Reuters не исключил возможности того, что в следующий раз будет захвачен «какой-нибудь ядерный объект».

Несмотря на сложности с получением радиоактивным материалов, «грязная бомба» остается вариантом для террористических группировок, который теоретически можно применить в локальных конфликтах. Неоднократно появлялись сообщения, что боевики террористической организации ИГИЛ* пытались создать собственное радиологическое оружие, начиная с 2016 года . Для этих целей они подыскивали в странах Запада соответствующих специалистов.

Что о «грязной бомбе» говорят в Москве, Киеве и Вашингтоне

Москва обвинила украинские власти в подготовке провокации с использованием так называемой «грязной бомбы». Об этом стало известно из телефонных переговоров министра обороны России Сергея Шойгу, которые он провел с главами оборонных ведомств стран НАТО — Франции, Турции и Великобритании. «Генерал армии С.К.Шойгу довел до французского коллеги свои озабоченности по поводу возможных провокаций со стороны Украины с применением „грязной бомбы»», — говорилось в сообщении Минобороны.

На брифинге по угрозам радиационном безопасности начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России генерал-лейтенант Игорь Кириллов заявил, что двум неназванным украинским организациям поручено создание «грязной бомбы», причем «работы находятся на завершающем этапе». Он напомнил, что на Украине есть предприятия, обладающие запасом радиоактивных материалов — три действующие атомные электростанции, в которых имеется до 1500 тонн обогащенного до 1,5% оксида урана. На недействующей Чернобыльской АЭС хранятся отработанные тепловыделяющие урановые сборки (ТВЭЛы) в количестве более 22 тысяч штук.

Вадим Савицкий / ТАСС

Упомянул Кириллов и Приднепровский химический завод, где в пунктах захоронения радиоактивных отходов «может разместиться более 50 тысяч кубических метров радиоактивных отходов», которые, по мнению генерала, могут быть использованы в качестве компонентов грязной бомбы. «Кроме того, Восточный горно-обогатительный комбинат осуществляет на двух из трех шахтах добычу урановой руды с мощностью до 1 тысячи тонн в год», — заявил Кириллов, хотя на продемонстрированной презентации была указана иная мощность — 3500 тон в год. Наконец, был назван Харьковский физико-технический институт, ученые которого принимали участие в ядерной программе СССР.

«Хочу напомнить, что грязная бомба представляет собой контейнер с радиоактивными изотопами и заряд взрывчатого вещества. При подрыве заряда контейнер разрушается, и радиоактивные вещества распыляются ударной волной, создавая при этом радиоактивное заражение местности на больших территориях», — сказал Кириллов.

В ответ на это заявление глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба ответил, что в стране нет «грязных бомб». «Во-первых, Украина является преданной стороной ДНЯО (Договора о нераспространении ядерного оружия): у нас нет никаких „грязных бомб“, и мы не планируем их иметь. Во-вторых, россияне часто обвиняют других в том, что планируют сами»,— написал Дмитрий Кулеба в Twitter.

С совместным заявлением выступили и главы внешнеполитических ведомств США, Франции и Британии. «Наши страны ясно дают понять, что все мы отвергаем российские очевидно лживые утверждения, что Украина готовит использование грязной бомбы на своей территории. Мир раскусит любую попытку использовать это обвинение, как повод для эскалации», — говорится в их совместном заявлении на сайте Госдепартамента США.

«Их недоверие не означает, что перестает существовать угроза применения такой «грязной бомбы». Угроза налицо. Эта информация была доведена до сведения собеседников министра обороны. Дальше уже их дело — верить или не верить», — прокомментировал реакцию западных стран пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Может ли МАГАТЭ помешать созданию «грязной бомбы»

На заявление российских военных отреагировали в МАГАТЭ. Гендиректор организации Рафаэль Гросси заявил, что Украина попросила послать инспекторов для проверки двух объектов, добавив, что оба они находятся под контролем МАГАТЭ. При этом он не детализировал, о каких именно объектах идет речь.

Andriy Andriyenko / AP

«МАГАТЭ проинспектировало один из этих объектов месяц назад, и все наши выводы соответствуют заявлениям Украины о вопросах безопасности. Никаких незаявленных работ в ядерной области или материалов там не обнаружено», — заявил Гросси. В МАГАТЭ добавили, что в ближайшие дни намерены проинспектировать с этими же целями другие объекты на Украине.

«Теоретически, АЭС, обладая повышенным радиационным фоном, может служить местом для проведения экспериментов по созданию „грязной бомбы». Проблема в том, что проверить это весьма трудно: ведь фактически международных независимых органов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть такие подозрения, не существует, — сказала RTVI Александра Зубенко, младший научный сотрудник программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра. — До 2022 года МАГАТЭ регулярно проводило инспекции на украинских ядерных объектах, и никаких вопросов к хранению ОЯТ Украиной не было. Другое дело, что инспекции МАГАТЭ при осмотре станции опираются на отчеты уполномоченных национальных органов ( в данном случае, «Энергоатома») и не проводят самостоятельных измерений на АЭС. Поэтому зафиксировать такие эксперименты МАГАТЭ вряд ли бы смогло».

* деятельность запрещена в России