В Минобороны Украины заявили о 12 погибших с начала марта, а в Главном управлении разведки считают, что стягивание российских войск к границе — это провокация Кремля. Украинские власти активно обсуждают возможность вступить в НАТО, при этом президент Владимир Зеленский призывает мирно решить конфликт. Россия же предупреждает Украину от вступления в военный альянс и заявляет, что боится начала полномасштабных боев в Донбассе. Что в Украине говорят о возможной войне и чем может закончиться новое обострение, выяснял корреспондент RTVI в Киеве Антон Полищук.

Украина перебрасывает тяжелую технику к линии соприкосновения. Пограничные войска проходят повышенную подготовку, а военно-морской флот — масштабные учения. Ограничена робота портов на юге страны, мэры городов проверяют готовность бомбоубежищ. Подобная активность в Украине — впервые с начала боевых действий в Донбассе.

На военном полигоне в Черниговской области под танк с гранатой бросился киевский градоначальник. Виталий Кличко на учениях со всей городской администрацией. Резиновыми гранатами киевские чиновники поражали вражескую бронетехнику.

Виталий Кличко, мэр Киева: «Необходимо всегда повышать квалификацию и никогда не забывать, что большая миссия каждого мужчины — защищать Родину».

Громкое заявление сделал глава украинской переговорной группы в Минске. Первый президент страны Леонид Кравчук обещает «отстреливаться от врага с собственного балкона». Говорит, что спит с ружьем на тумбочке, и хвастается — двустволка принадлежала правой руке Адольфа Гитлера Герману Герингу.

Леонид Кравчук, президент Украины (1991–1994 гг.): «Я буду стрелять до последнего, пока у меня руки будут удерживать оружие. Пока буду видеть врага. Я его, сукиного сына, к себе на порог не приглашал».

Ukraine 2

Фотография: @ministryofdefenceua / Flickr (CC BY-SA 2.0)

Готовить винтовки гражданам пока рано, считает полковник Олег Стариков. Ситуация на границе непростая, но открытой войны с Россией не будет. Нынешнее обострение Кремль использует для достижения политических целей.

Олег Стариков, полковник в отставке: «Возможна ли вооруженная агрессия Российской Федерации в отношении Украины? В настоящее время она маловероятна. Это определенная эскалация — потом будет деэскалация. Если брать „среднюю температуру по палате“, извините за циничность, будет один-двое погибших и пять-шесть раненных в месяц. Вы меня как военного представляете. Я иногда буду циничные вещи говорить».

Обеспокоенность экспертов вызывает видео с колоннами российской техники, которая движется к украинским границам. Россия и раньше проводила учения, но сейчас военное присутствие самое высокое с 2014 года. Об этом уже заявляет не только Минобороны Украины, но и Белый дом.

Андрей Сенченко, председатель Национальной ассоциации оборонной промышленности Украины: «Нужно отрабатывать сценарии одномоментного наступления с разных сторон: и с юга, и с востока, и с севера. Не нужно отбрасывать и возможность наступления с территории Беларуси».

Особое внимание стоит уделять крымскому направлению, считает генерал Владимир Терещенко. После событий 2014 года Украина перекрыла подачу пресной воды на полуостров. Ситуация с водоснабжением критичная, и это тоже может спровоцировать конфликт.

Владимир Терещенко, генерал Вооруженных сил Украины: «Стремления у них чрезвычайно большие. Особенно на крымском направлении — это возобновление водоснабжения. Для них это большая проблема, которую они не могут решить. Начиная этот конфликт, они не могли не осознавать, что эту проблему придется как-то решать».

Андрей Сенченко, председатель Национальной ассоциации оборонной промышленности Украины: «Какое задание? Во-первых, запугать украинское общество, шатать украинскую власть. Параллельно с этим — пугать европейцев для того, чтобы они препятствовали вступлению Украины в НАТО».

В истории с НАТО частично получилось. 7 апреля представитель правительства Германии Ульрике Деммер заявила, что никаких шагов по поводу членства Украины в НАТО сейчас не предусмотрено. В то же время президент Владимир Зеленский просит альянс предоставить Киеву план действий. Литва намеренна официально призвать военный блок дать Украине дорожную карту.

Ukraine 1

Фотография: @ministryofdefenceua / Flickr (CC BY-SA 2.0)

Обострение боевых действий на востоке ускорило переход Украины на стандарты НАТО. На пути к Северо-Атлантическому альянсу Владимир Зеленский преуспел больше, чем Петр Порошенко за пять лет у власти. Команда президента уже внедрила 20% стандартов НАТО. Помимо уже введенной формы-пиксельки и воинских званий по западному образцу, армия активно переходит на вооружение альянса. Чем громче звучат обстрелы, тем больше сторонников военного блока становится среди украинских граждан.

В истории с обострением боевых действий в Донбассе есть и хорошие новости: вопреки прогнозам, эскалация конфликта не отразилась на экономике страны. До сих пор украинский финансовый рынок нервно реагировал на интенсивность обстрелов. В этот раз не пострадал даже курс гривны.

Александр Охрименко, экономист, президент Украинского аналитического центра: «События на Донбассе больше влияют на Россию, рубль обвалился. У нас, если посмотреть на курс гривна-доллар, четыре копеечки! У нас локдаун убил все потребительские настроения. События на Донбассе влияют негативно, но их затмил локдаун».

Как только этот самый локдаун стихнет, откроются границы, а пандемия пойдет на спад, Украина откажется обсуждать мирное урегулирование в Минске. Эта площадка дискредитировала себя, считают в правительстве. Последний год все обсуждения контактной группы проходят по видеосвязи.

Вадим Карасев, политический обозреватель: «Мотив глубже — чтобы отказаться от „Минска-1“, „Минска-2“ и комплекса мер. Возможно, даже трансформировать „нормандский формат. Например, вернуться к тому, что было в апреле 2014 года — женевский формат“. Там включается не только проблема Донбасса, но и Крыма».

Пойдет ли на это Россия? И согласятся ли Германия и Франция? На кону ведь усилия всей европейской дипломатии, которая усадила Киев и Москву за стол переговоров в Минске.

Сейчас важно избежать вооруженного противостояния. Найти общий язык с трудом удается, когда Россия отрицает свою причастность к войне на востоке Украины. А как вести переговоры, когда армии двух стран стреляют друг в друга вполне официально, представить сложно.

Олег Стариков, полковник в отставке: «Ситуация действительно тяжелая, но все зависит от нас. Нет во всем мире таких случаев, когда зная, что общество сильное, готово отражать агрессию, враг нападает».

Как действовать дальше? Эксперты видят единственный выход, как обуздать эскалацию конфликта, — собирать международную коалицию. Этим сейчас занимается команда Владимира Зеленского. Помимо немцев и французов к мирному процессу пытаются привлечь британцев и заручиться поддержкой американского президента Джо Байдена. Но с администрацией Белого дома у Украины в последнее время не складывается. Киев обещает в наступление на неподконтрольные территории не идти, держать оборону.