15 декабря 2018 года в Киеве учредили независимую Православную церковь Украины. Тогда же объявили о роспуске Украинской православной церкви Киевского патриархата, а ее бессменному предстоятелю Филарету дали почетную должность в новой структуре. Сам Филарет заявил, что его обманули, и даже попытался созвать церковный собор. Что происходит с новой украинской церковью, разбирался корреспондент RTVI в Киеве Антон Полищук.
Несколько десятков активистов пикетировали резиденцию архиепископа Филарета на улице Пушкинской в столице Украины. Церковному иерарху передали письменное обращение с призывом не допустить нового раскола.
Дмитрий Жмайло, организатор акции: «Должно быть единство и понимание между высшим духовным руководством нашего государства. Информация, которая сейчас вертится в средствах массовой информации, крайне деструктивна и работает в пользу врагов Украины. Мы призываем к согласию, миру и единству».
Сам Филарет разослал приглашения всем архиереям новой православной церкви с предложением провести «братскую встречу». Он объявил, что Украинская православная церковь Киевского патриархата, о самороспуске которой сообщили 15 декабря 2018 года перед Поместным собором, все еще существует. «Ликвидировать Киевский патриархат может только тот, кто его создал», — заявил архиепископ.
Кирилл Говорун: «Филарет считает, что греки работают против украинской церкви»
Конфликт между основателем Украинской православной церкви Киевского патриархата Филаретом и предстоятелем недавно образованной Православной церкви Украины Епифанием выплеснулся из кулуаров на публику. Почетный патриарх рассчитывал, что молодой предстоятель возглавит церковь лишь формально, а вся власть останется в прежних руках.
Но не тут-то было, а потому Филарет попытался созвать новый собор. Из 60 иерархов откликнулись лишь четверо. Более того, почетный патриарх созвал пресс-конференцию в собственной резиденции и обвинил президента Петра Порошенко и предстоятеля Епифания в обмане.
Филарет, почетный патриарх Православной церкви Украины: «Была договоренность не только с Епифанием и президентом, но и с архиереями, что после получения томоса я как патриарх буду управлять церковью внутри Украины, а внешние связи предоставляются митрополиту Епифанию. Мы ничего не подписывали. Я доверял и президенту, и Епифанию доверял. А они обманули».
Обретение Православной церковью Украины (ПЦУ) томоса было одной из главных тем избирательной кампании Петра Порошенко. Президент особо гордился независимостью ПЦУ от Русской православной церкви. И как только он проиграл выборы и начал готовиться оставить кабинет, на улице Банковой начались проблемы с главным символом его президентства.
Павел Рудяков, политический обозреватель: «Было видно, что там что-то зреет. Если бы у меня спросили, я до последнего не верил, что Филарет так открыто пойдет на то, что вы называете сенсацией, а я называю скандалом. Это огромный скандал. Огромный скандал, который бьет не только по ПЦУ, но и по всем нам».
В первую очередь скандал с намерением Филарета воскресить Киевский патриархат ударит по легитимности Православной церкви Украины. До сих пор ее признал лишь Вселенский патриархат. О легализации размышляют еще несколько поместных церквей, но теперь этот процесс может вовсе остановиться. Предстоятель ПЦУ Епифаний успокаивает: раскола не будет и быть не может.
Епифаний, предстоятель Православной церкви Украины: «Мы объединились и в будущем будем развивать единую поместную православную церковь. Возврата нет. Возврата к старым структурам не будет, потому что у нас уже есть единая поместная православная украинская церковь».
Вселенский патриарх не вмешивается в эту историю. Варфоломей просчитал возможные сценарии, еще когда издавал томос, уверен религиовед Игорь Козловский.
Игорь Козловский, религиовед: «Мудрость Вселенского патриарха Варфоломея как раз состоит в том, что он хорошо знал, как будут развиваться события. Потому он сделал превентивный шаг, настояв на том, чтобы отстранить Святейшего патриарха Филарета от этих процессов».
Обозреватели объясняют, что конфликт оказался шире, чем просто идеологическое противостояние. Вопрос не только во влиянии, но и в довольно немалых деньгах.
Павел Рудяков, политический обозреватель: «Жажда власти и нежелание отдавать казну, имущество. Сейчас об этом никто не говорит, все говорят об идеях. Церковь — это же еще и очень мощная с имущественной и материальной точки зрения организация. Там огромные средства. Коллективная церковь, даже если брать Киевский патриархат, вот считайте, что это мог бы быть один из олигархов».
Для Православной церкви Украины есть три выхода из этой ситуации, считают религиоведы. Первый: страсти утихают сами по себе. Второй: патриарх Филарет уходит в отставку как член Синода. И третий, самый печальный: ситуация усугубляется, Филарет не оставляет попыток восстановить Киевский патриархат. Вот тогда в игру вступит Вселенский патриарх, вплоть до применения церковных санкций.