Минкульт назначил новое руководство МХАТа имени Горького. Коллектив возглавил продюсер и режиссер Эдуард Бояков, его заместителем по литературной части стал писатель Захар Прилепин, по творческой — режиссер Сергей Пускепалис. Их объединяют связи с самопровозглашенной ДНР: Прилепин возглавлял батальон, а Боякова и Пускепалиса он называет «боевыми товарищами из мира культуры». Какой будет новая жизнь МХАТа, выяснял корреспондент RTVI Илья Андреев.

МХАТ имени Горького театральные критики давно прозвали «театром для пенсионеров»: советский репертуар, полное отсутствие авангарда и экспериментов в драматургии, и в результате модные театральные премии обходят театр стороной. Со времен распада советского МХАТа ничего не изменилось, а бессменный руководитель Татьяна Доронина казалась вечной. Удачно, что в день назначения на основной сцене выходной — такой поворот сюжета требует антракта.

Критики шутят: «МХАТ наконец получил „Золотую маску“». Для этой награды театр считался неформатным, а эту престижную премию, по сути, когда-то создал сам его новый худрук. Боякова всегда считали ярким режиссером. Среди его работ — «Дети Розенталя» в Большом, «Кислород» в театре «Практика», театральные проекты «Политеатр» и «Человек.doc», фестиваль «Текстура».

После 2014 года режиссер перенес эксперименты со сцены в жизнь, начал резко высказываться о своих коллегах и лояльно — о российской власти, а также поддерживать вооруженные отряды в самопровозглашенных республиках Донбасса. Той же позиции придерживаются Захар Прилепин и Сергей Пускепалис — втроем они входят в Русский художественный союз, который сами создатели часто называют реакционным.

Ксения Ларина, журналистка «Эхо Москвы»: «Важно понимать, что это не просто три разных человека — это основатели и идеологи Русского художественного союза. Такая организация чуть больше года назад образовалась и объединила все патриотические мракобесные силы. Там сейчас свои интриги будут развиваться. И я знаю, что группа артистов и сотрудников театра уже готовит письмо или отпор. Так что интриг будет много».

Но ни бывший руководитель, ни театральная труппа против назначения пока не выступили. Все понимали, что Дорониной скоро уходить, но на ее место прочили то Николая Бурляева, то Юрия Полякова. А МХАТ все это время оставался заповедником советского театра в новой Москве.

Григорий Заславский: «Невозможно мириться с тем, что в центре Москвы стоит театр, который равнодушен к современной публике»

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа: «Этот театр был, действительно, равнодушен ко времени, к публике, потому что элементарно сидеть в этих креслах давно было невозможно».

До кресел очередь еще не дошла. Новое руководство обещает поддерживать академичность и преемственность театра, хотя понимает это по-своему.

Эдуард Бояков, новый худрук МХАТ: «Я вижу даже по афише этого театра, что это не современное пространство. При том, что Татьяна Васильевна [Доронина] — человек, готовый присягнуть русской культуре, традиционным ценностям и противостоять этому страшному либерально-западническому цунами, которое на нас обрушивается. Но ее театр не владеет современными технологиями, не владеет современным языком. И получается, что молодое поколение, естественно, выбирает эстетику „Гоголь-центра“ или других пошлейших спектаклей».

Возможно, это назначение не было бы настолько скандальным в другом контексте, но оно случилось на фоне суда над Кириллом Серебрянниковым, о котором Бояков уже не раз крайне негативно высказывался. Труппа с новыми руководителями пока не познакомилась — это произойдет в ближайшее время.