В Москве, кажется, демонстративно не замечают избрания Джо Байдена президентом США. Четыре года назад Кремль направил поздравительную телеграмму Дональду Трампу, не дожидаясь официального объявления результатов голосования. Чем в этот раз российская власть объясняет такую сдержанность, что ждет Москву при новой американской администрации и стоит ли Кремлю рассчитывать на отмену санкций, разбирался корреспондент RTVI Андрей Ежов.
Владимир Рыжков, оппозиционный политик: «Он шутил над собой, он шутил над Путиным, он шутил над Америкой».
Оппозиционный политик Владимир Рыжков ― один из немногих россиян, кто лично общался с Джо Байденом. Девять лет назад, еще будучи вице-президентом в администрации Барака Обамы, он приезжал в Москву и в резиденции американского посла встречался с политическими оппонентами Кремля.
Владимир Рыжков, оппозиционный политик: «Разговор был не вообще, а разговор был очень предметный. И видно было, что на той стороне стола сидит человек, который абсолютно в теме, что у нас происходит с демократией, с правами человека, с протестами и так далее. Он был подготовлен всей своей жизнью. То есть он абсолютно владел ситуацией, и я думаю, что и сейчас он один из лучших в Америке, кто понимает, что такое Россия, что такое Путин».
И Владимиру Путину вместе с его администрацией от этого не легче. Российский президент, как и Рыжков, тоже встречался с Байденом во времена так и не случившейся «перезагрузки» отношений. И простым разговор двух политиков не стал.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Было очень много разногласий, которые, наверное, и были предтечей для той деградации, которая произошла в наших отношениях во время президентства Трампа».
Но все равно после хаотичного и экстравагантного Трампа Байден ― это хороший контраст, говорит американист Алексей Наумов. Правда, чересчур преисполняться оптимизмом не стоит: теперь замыкаться на самой себе Америка точно не будет.
Алексей Наумов, американист, эксперт Российского совета по международным делам: «Джо Байден планирует провести этот огромный саммит демократии, где хочет с другими странами обсудить, как бороться с авторитарными государствами, с коррупцией. То есть это звучит, как крестовый поход против авторитарных государств и коррупционных государств. И мы, в общем, понимаем, кого подспудно имеют в виду американцы».
Джо Байден в политике столько лет, что даже Путин на его фоне в этом деле новичок. В России пару дней назад были опубликованы кадры из архивов советского Гостелерадиофонда. Сенатор из Делавэра Байден был в Москве в 1979 году, а значит, он помнит Брежнева. И в 1988 году встречался с министром Громыко. В общем, опыта у него в тех же вопросах разоружения побольше, чем у Трампа.
Владимир Рыжков, оппозиционный политик: «Мне кажется, что с демократами можно будет предметно говорить о договоре СНВ, о модификациях и так далее. Здесь проще будет. Проще будет, например, скажем, по иранской сделке. Здесь совпадает с российскими интересами, здесь проще будет».
А вот сложности в отношениях Москвы и Вашингтона может породить неспокойное постсоветское пространство с той же Беларусью, Украиной, конфликтом Армении и Азербайджана. Америка искренне не понимает, почему она, по логике Кремля, не может активно присутствовать в странах бывшего Советского Союза.
Джон Хербст, дипломат, бывший посол США в Украине: «На наш взгляд, и по документам, которые Москва подписала, они должны иметь право решить свое будущее, выбрать свой курс. Но, на мой взгляд, Кремль, в общем, возражает против этого ― свободы выбора для них».
Те же западные некоммерческие организации для Кремля ― это стоп-слово. Так что Россия при Байдене, скорее всего, продолжит сопротивляться американской «мягкой силе».
Алексей Наумов, американист, эксперт Российского совета по международным делам: «В связи с событиями в Армении все говорят особенно, с упоением подчеркивая разгром офиса фонда Сороса. Ну не, это такое пугало, которое должно всегда пугать доброго русского человека своей мерзкой атлантистской улыбкой. Так что я думаю, что тут, конечно, мы с вами, не то, чтобы нам нужны были эти НКО. Но, в общем, тем не менее, я думаю, что к счастью или к сожалению, ожидать их открытия не стоит».
А вот на полноценное открытие американских посольств и консульств можно осторожно надеяться. За американскими визами россияне в последние годы чаще ездили в другие страны, ведь в Москве срок обработки документов достиг едва ли не года после отзыва Трампом большей части сотрудников из-за отравления Скрипалей в Солсбери.
Алексей Наумов, американист, эксперт Российского совета по международным делам: «Он просто взял число дипломатов, которых выслала вся Европа, и выслал столько же. И в итоге сейчас у нас есть совершенно чудесное здание американского посольства. Я там был, и знаете, туда заходишь, и там 20, наверное, этих окошечек, куда можно пойти к работникам с визами. Там работает одно, одинокий скрипучий фонарь висит над этим местом. Так что я думаю, что это то самое противостояние с США, которое не логично и не поддерживается нынешними политическими раскладами. Поэтому я думаю, что мы вправе ожидать именно смягчения дипломатической войны. И, возможно, и наши дипломаты частично вернутся. Вы помните, что у нас закрыто консульство в СФ, и американские дипломаты вернутся к нам на Новинский бульвар, чтобы выдавать нам с вами визы».
А вот когда Джо Байден вновь приедет в Москву и приедет ли вообще ― вопрос открытый. Первая полноформатная встреча Путина с Трампом состоялась лишь на втором году президентства 45-го главы Белого дома.
Алексей Наумов, американист, эксперт Российского совета по международным делам: «В среднесрочной перспективе мы можем ждать этого саммита, когда все-таки вот эти обвинения в потворстве России не будут таким активным внутриполитическим аргументом. Конечно, они будут применяться: „Вот вы со своим Путиным опять общаетесь“. Но тем не менее Джо Байден все-таки мудрый политик. Он не полоумный дед, которого показывают часто в разных СМИ. Он мудрый политик, грамотный, опытный, и он понимает, что общаться нужно. И, возможно, его вот эта вот, знаете, приземленность, неподвластность суперрадикальным идеям или идеологемам его к этому подвигнет».
С победой на выборах Байдена уже поздравил лидер Китая Си Цзиньпин, с которым у США отношения не проще, чем с Россией. Кремль же все еще молчит и называет это «паузой вежливости».
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Мы именно ждем, когда сами американцы, не американские СМИ, а сами американцы провозгласят избранного президента».
Джон Хербст, дипломат, бывший посол США в Украине: «Это еще раз показывает предпочтения президента Путина для президента Трампа. И сейчас есть еще некоторые важные вопросы, которые не решены в наших выборах. И если эти вопросы через несколько недель будут решены и всем станет ясно у нас, что Байден выиграл, то Путин поздравит его».
Пока же Россия со своим молчанием по поводу Байдена остается в компании еще трех стран: Бразилии, Мексики и Северной Кореи. Те тоже ― из вежливости или нет ― не спешат поздравлять с избранием 46-го американского президента.