В России подвели итоги единого дня голосования, а если точнее ― трех дней. Выборы глав регионов сенсаций не принесли: все победители были либо действующими губернаторами, либо врио, которых назначили из Кремля. На муниципальных выборах как минимум в двух крупных городах выиграла оппозиция. В Новосибирске коалиция против КПРФ и «Единой России» прорвалась в городской совет, а на выборах в Томскую городскую думу выиграли 19 кандидатов, которых поддержало «Умное голосование» Алексея Навального. Корреспондент RTVI Андрей Ежов следил за ходом голосования в Новосибирске.

Предвыборная повседневность в России теперь выглядит так: неизвестные люди нападают на расклейщиков агитационных листовок с портретами оппозиционных кандидатов. Чистота кампании перед выборами в парламент Новосибирска — это настоящий антирекорд последних лет, рассказывает Максим Старцев. С конкурентами власть теперь борется всеми доступными способами. Ладно, если дело ограничилось бы только листовками и подкупом избирателей. Ступив на путь политической борьбы, коммунист Старцев на себе лично узнал, чего стоит дорога в местное самоуправление.

Максим Старцев, бывший кандидат в депутаты городского совета Новосибирска: «Двое неизвестных лиц встретились просто на тропинке, на которой мы расходились. От чего я в процессе расхождения получил просто один удар в висок, второй удар пришелся уже в лоб, конечно, но уже прикрывался удар в этот момент. Я могу предположить только, что все это связано с предвыборной гонкой, потому что в процессе нападения не отобрали ни ценных вещей, ни денег, ни документов».

Коммуниста, убежденного социалиста и члена движения политолога Платошкина на этих выборах поддержал проект «Умное голосование», то есть фактически Алексей Навальный. Концепция простая: в борьбе с «Единой Россией» любой кандидат хорош. Главное, чтобы не был откровенным спойлером, латентным единороссом, имел высокие шансы собрать протестные голоса и опередить партию власти.

Округ, в котором избирается Старцев, ― это не только пятиэтажки и пыльный частный сектор почти в центре города, но и квартал на востоке Новосибирска, который известен России уже едва ли не больше здешних достопримечательностей благодаря расследованию Навального о застройщике, местном депутате от «Единой России» Алексее Джулае. Стоило нам приехать сюда, как тут же из ниоткуда появились люди, представились «неравнодушными жителями», предложили уйти по-хорошему и провожали нас до выезда из района.

Даниил Маркелов, бывший кандидат в депутаты городского совета Новосибирска: «Там появилась реально вот эта защита в виде этих „титушек“, защита этого маленького царства Алексея Джулая. Как раз от неугодных, которые там посмеют что-то поснимать, как-то показать вот это гнилое содержание этой красивой обертки».

Даниил Маркелов теперь называет себя не иначе как «кандидатом, которого испугался единоросс». У координатора местного штаба Навального были все шансы сойтись с депутатом Джулаем на выборах. Маркелова зарегистрировали, но за две недели до голосования отменили регистрацию кандидата.

Даниил Маркелов, бывший кандидат в депутаты городского совета Новосибирска: «Мы, естественно, были готовы к тому, что по каким-то надуманным способам меня снимут. Конечно, к такому уровню: подделка паспортов, вписка людей о месте их постоянной регистрации задним числом — это, конечно, нонсенс».

Маркелов был одним из 32 кандидатов, которые объединились в оппозиционную коалицию «Новосибирск 2020». Хоть ей и руководит глава местного штаба Навального, быть его частью для выдвижения необязательно. В этот раз протестная Сибирь объединила бывших «яблочников», экоактивистов, журналистов и зоозащитников.

Сергей Бойко, глава штаба Алексея Навального в Новосибирске: «Жизнь изменилась, и совсем другие люди востребованы в политике. Ну то есть реально, студент-второкурсник, но искренний и честный, намного ближе избирателю, чем какой-то важный такой депутат богатый, который свысока разговаривает. И это уже необратимо».

Бойко

Сергей Бойко Фотография: @Novosibirsk2020 / Facebook

Полуторамиллионный Новосибирск, который называют столицей Сибири, хоть это и третий город страны, но проблемы здесь в основном не совсем столичные. Это в Москве многие жалуются на постоянное перекладывание плитки, электробусы, которые вытеснили привычные троллейбусы. В Новосибирске же иной раз бывает опасно для жизни пройти по тротуару. Общественный транспорт тут тоже явно не из XXI века. А ведь есть еще такой привычный и понятный почти каждому российскому городу набор проблем, как хаотичная застройка, отсутствие парков. Так вот все эти проблемы и планирует решать оппозиционная коалиция городских депутатов.

Сами выборы в Новосибирске прошли относительно честно. Даже несмотря на трехдневное досрочное голосование, откровенного криминала не зафиксировали. Но утром выяснилось, что вбросы бюллетеней кое-где были.

Вячеслав Якименко, кандидат в депутаты горсовета от коалиции «Новосибирск 2020»: «У нас на этом участке произошла фальсификация. Мы об этом говорим избирательной комиссии, избирательная комиссия не воспринимает наши доводы».

19-летний студент Вячеслав Якименко, кандидат от коалиции Навального, судя по всему, выиграл депутатский мандат у еще одного героя расследования ФБК, единоросса Евгения Яковенко, борца с «пятой колонной», обладателя «государственного мышления», а еще коллекции часов и недвижимости в Дубае.

Евгений Яковенко, депутат городского совета Новосибирска: «Мы имеем в составе совета депутатов представителей „пятой колонны“. Никогда Новосибирск не знал такого обилия иностранных представительств, журналистов, различных компаний. В нашем городе кружили, собирали, коверкали информацию».

Защитить Отечество от опасности и не пустить иностранных агентов во власть решили с помощью пригнанных на участки армейских курсантов, говорят в штабе коалиции. Контрактники отдали больше трехсот голосов за Яковенко, и перевес оказался на стороне единоросса.

Лилия Манихина, волонтер коалиции «Новосибирск 2020»: «19-летний пацан вот так вот взял и сделал ему по носу. И сейчас творится вот это. То есть они делают все что могут».

Сергей Бойко, глава штаба Алексея Навального в Новосибирске: «Курсанты голосовать если и могут, то только там, где у них постоянная прописка. То есть в этом округе курсанты из абстрактного Новосибирска, других районов, голосовать не могли. Ну то есть я не вижу никаких вообще возможностей у них это голосование в суде отстоять. Даже не представляю, что нам может помешать».

Руководитель штаба Навального Сергей Бойко теперь стал одним из четырех избранных участников новосибирской коалиции. Он займет место депутата-коммуниста, который провел в городском совете почти 25 лет. Для Новосибирска это локальная сенсация. Такой подрыв политических устоев сегодня ― главная тема на местном независимом канале «НТН-24». Его главный редактор Мария Лондон тоже участвовала в выборах, но заняла у себя округе второе место. Но и без нее, говорит, новая конфигурация городского парламента — это заявка на перемены.

Мария Лондон, главный редактор телеканала «НТН-24»: «Когда там Сергей Бойко, я думаю, что это победа. Я думаю, что это очень серьезная победа. А тем более, что он там не один, а есть еще ребята. Первым делом ― аудит, проверка всех финансовых потоков, всех договоров, все, что творится в наших МУПах, куда уходят деньги. Постоянно возникают, всплывают истории, что там, в автодорожном хозяйстве, все время что-то куда-то ушло. Мы все время все везде просираем. Я извиняюсь за это слово, но тут уже по-другому не скажешь. Это первое, на что их надо проверить. Первое! Куда уходят деньги?»

Новосибирск, в отличие от остальной страны, — вотчина не только «Единой России», но и КПРФ. Их здесь так и называют: «Коммунистическая партия „Единой России“», намекая на поразительное единение во многих вопросах. Появление в парламенте «третьей силы» мэр-коммунист на следующий день после выборов оценил сдержанно.

Анатолий Локоть, мэр Новосибирска: «Мы уважаем выбор новосибирцев, выбор избирателей. Поэтому для нас каждый депутат ― это представитель жителей города Новосибирска».

Анатолий Локоть

Анатолий Локоть Фотография: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Сергей Бойко, глава штаба Алексея Навального в Новосибирске: «Городской совет сегодня и раньше принципиально отличается. „Единая Россия“ — в полтора раза уменьшилась фракция. КПРФ — в полтора раза уменьшилась фракция. И мы ставили себе такую цель. То, что в других регионах сработало хуже, ну так это простое объяснение. Для этого Алексея и отравили, чтобы он в другие регионы не попал, и там сработало хуже».

Идеальным «Умное голосование» назвать все-таки сложно. Одолеть депутата Джулая Максиму Старцеву не удалось. А новоизбранный депутат Мухарицын, которого поддержал штаб Навального, примкнул к фракции единороссов. При этом несистемная оппозиция стала частью системы власти и в Томске. В городской парламент тоже прошли сотрудники штаба Навального. На одном из первых заседаний депутаты планируют обсудить вопрос об отравлении оппозиционного политика.

Андрей Фатеев, депутат городского совета Томска: «Я думаю, городской совет вполне может выступить с заявлением и принять его, с требованием всесторонне проверить все обстоятельства произошедшего, потому что это волнует очень многих томичей. То есть в их городе произошло покушение на жизнь общественного деятеля. Причем таким общественно опасным способом. То есть с применением отравляющего боевого вещества. И, несомненно, прокуратура и правоохранительные органы должны, скажем так, перед томичами держать ответ и их держать в курсе, что вообще произошло».

Теперь главный вопрос — сможет ли оппозиционное меньшинство в парламенте хоть что-то изменить. Ведь в том же Новосибирске откровенно говорят: и суды, и полиция по-прежнему «в карманах» у властного большинства.

Мария Лондон, главный редактор телеканала «НТН-24»: «Мы все никуда не делись, журналисты. Мы все остались в коалиции, те, кто не прошли. И уж мы-то костьми ляжем, чтобы об этом знали вообще все вокруг. И той же самой прокуратуре уже в какой-то момент будет некуда деваться просто-напросто. Ну мы на это очень рассчитываем».

Федеральный штаб Навального приход оппозиции в Сибирь расценивает как успех. Результат политиков в Новосибирске и Томске опровергает пропагандистский миф о двух процентах поддержки, а создание коалиций может оказаться эффективным инструментов на будущих выборах. Политическую партию сторонникам Навального российские власти не дают зарегистрировать уже восемь лет.