В Исламабаде заявили, что запрет на полеты над территорией Пакистана будет продлен еще на некоторое время. Воздушное пространство закрыли 27 февраля из-за обострившегося кризиса между Индией и Пакистаном и после серии взаимных авиаударов. Пока на самом полуострове Индостан сохраняется напряженность, авиакомпаниям рекомендуют не появляться в небе над двумя ядерными державами. Есть ли шансы на примирение, разбирался корреспондент RTVI Роман Перл.

25 молодых датчан в аэропорту Бангкока больше 20 часов ждут рейса в Европу. Еды нет, а ночевать пришлось на полу. В кассах им сказали, что домой они могут не улететь до следующей недели, а охранник предложил спуститься в подвал, чтобы поспать и не мешать другим пассажирам. По данным тайских властей, от закрытия неба над Пакистаном пострадали больше 4000 человек. Если бы авиакомпании знали, что этот запрет надолго, можно было бы построить новые маршруты. Но как будет развиваться ситуация дальше, не знает никто.

В то же время в Нью-Дели представители Минобороны Индии показывают фрагменты сбитого пакистанского истребителя F-16. Военные чиновники говорят, что могут повторить атаку по так называемому лагерю террористов.

Нынешний виток конфликта начался 14 февраля. Террорист-смертник убил 45 полицейских в индийской Пулваме. В ответ ВВС Индии нанесли удар по тренировочной базе в пакистанском Балакоте, а после отчитались об уничтожении 350 боевиков. Последние несколько дней на границе двух стран не прекращается стрельба.

Несмотря на то, что в боевых действиях инициатива чаще принадлежит Пакистану, лидер этой страны настроен более миролюбиво, чем президент Индии.

О дружественных намерениях Исламабада говорит и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Наталья Замараева. «Премьер-министр Пакистана Имран Кхан предложил индийской стороне идти и договариваться мирным способом. Так же он заявил, что 1 марта будет отпущен пилот индийских ВВС в качестве жеста мира. Именно позицию мира и транслирует Пакистан», — отметила Замараева в разговоре с RTVI.

К чему приведет военный конфликт Пакистана и Индии? Фрагмент сквозного эфира RTVI

Пока Имран Кхан призывает к переговорам, Нарендра Моди говорит, что Дели будет сражаться. Жители по обе стороны границы настроены по-боевому.

Ирфан-уд-Дин, житель Исламабада: «Индия хочет навязать нам войну, они агрессивны, и реакция Пакистана правильная. Наша армия ответила жестко. Я надеюсь, что в следующий раз они не сунутся к нам».

Пракаш Пандей, житель Нью-Дели: «Мы должны покончить с Пакистаном. Они сеют терроризм, наши солдаты становятся мучениками. Мы несем потери. Покончите с этим раз и навсегда».

Через несколько месяцев в Индии пройдут парламентские выборы. Велика вероятность того, что партия премьера Нарендры Моди может проиграть «Индийскому национальному конгрессу», который возглавляет династия Ганди. Политологи не исключают, что эскалация на границе с Пакистаном имеет предвыборные корни.

Захид Хуссейн, политолог (Пакистан): «Это отвечает интересам Нарендры Моди перед выборами. Это важная кампания для него, он изо всех сил пытается удержать власть. Напряженность, конечно, идет ему на пользу. Но проблема в том, что ситуация может выйти из-под контроля, и Моди придется идти на поводу у военных».

Выход ситуации из-под контроля приведет к настоящей войне. Если посмотреть на соотношение сил, станет понятно, почему индийские военные так самоуверенны: военный бюджет Индии в пять раз больше, чем у Пакистана. Тех, кто готов встать под ружье в Индии, примерно столько же, сколько проживает во всем Пакистане.

графика пакистан.jpg

Фотография:
John Minchillo / AP

Преимущество в технике не настолько однозначное, но наземные силы Пакистана в полтора раза меньше индийских. По числу военных морских кораблей есть видимый паритет, но это лишь иллюзия: у Исламабада множество небольших катеров, хотя и нет эсминцев. Становится понятно, почему военные аналитики в Пакистане советуют попросту сдать индусам тех, кого в Дели считают террористами.

Талат Масуд, бывший пакистанский генерал-лейтенант, специалист по обороне и безопасности: «Военное ведомство должно быть более прозрачным для всего мира, и правительство должно четко определить свое отношение к группировке „Джаиш-е-Мухаммад‟ в Кашмире. Мы не должны терпеть их присутствие».

Более того, Индию фактически поддержал и Вашингтон. Уничтожение лагеря боевиков одобрил Госсекретарь США Майк Помпео. Теперь действительно важно, чтобы индийские военные не начали самостоятельную игру. Тогда контроль над ситуацией потеряют все.