Уже несколько месяцев в Нагорном Карабахе действует режим тишины. После столкновений многие населенные пункты Армении стали приграничными с Азербайджаном. Жители нескольких деревень покинули свои дома и переехали, но были и те, кто решил остаться. О том, как живут люди на границе между конфликтующими государствами, — в материале корреспондента RTVI в Армении Артур Хачатрян.

После потери значительной части земель в Нагорном Карабахе многие населенные пункты Армении стали приграничными. На трассе из Гориса в Капан некоторые участки фактически оказались под контролем армии Азербайджана. На протяжении почти пяти километров останавливаться строго не рекомендуется. Об этом предупреждают сотрудники СНБ Армении.

Флаг Азербайджана, военные палатки и грузовики. Республиканская трасса, которая связывает север Армении с югом, по советским картам местами оказывается на территории Азербайджана. По крайней мере, так показывает GPS. После поражения в войне отстоять эти земли не удалось и за переговорным столом. Хотя армянские силы в момент подписания соглашения и были в нескольких километрах от дороги, им пришлось сдать весь Кубатлинский район. В итоге некоторые населенные пункты оказались прямо на границе.

Деревня Шурнух теперь разделена на две части. По правую сторону — Азербайджан, по левую — Армения. Между ними расположились российские пограничники. Они стали гарантом безопасности и следят за тем, чтобы здесь все было спокойно. За несколько месяцев никаких инцидентов не произошло, но такое близкое соседство Армении и Азербайджана непривычно.

Можно ли быть уверенным в собственной безопасности, когда от вражеских сил тебя отделяет всего лишь дорога и пара российских пограничников — главный вопрос для жителей села. 12 домов после демаркации перешли к Азербайджану. Их владельцы получили временное убежище. Некоторым же пришлось самостоятельно решать жилищный вопрос.

Нарине Хуршудян, жительница села Шурнух: «Этот домик я сама купила. Пока обустраиваемся».

Площадь — шесть квадратных метров, двухъярусная кровать, как в казарме, и щели, набитые утеплителем. Как пережить зиму в таких условиях, знает семья Хуршудян. Их дом оказался по ту сторону границы.

Нарине Хуршудян, жительница села Шурнух: «Нам дали время. Успели вывезти только все необходимое. У нас было большое поголовье скота. Пришлось все распродать, негде было держать. Теперь мы без дома, но я все равно оптимист по натуре».

Дом

Семья увозит свой небольшой дом из родной деревни в Нагорном Карабахе, 18 ноября 2020 Фотография: Sergei Grits / AP

Надеяться на лучшее — это пока все, что остается этим людям. Уезжать из села никто не хочет. Не хотят этого и власти, которые сейчас строят новый квартал. 12 домов будут готовы через восемь месяцев. Чтобы обеспечить безопасность жителей, пограничные войска СНБ разместились прямо в деревне. Арнольд Карапетян родился в Баку, в 1990 году бежал от погромов. Менять дом в третий раз не собирается.

Арнольд Карапетян, житель села Шурнух: «Мы будем жить здесь вечно. Сейчас никто не собирается уезжать. Все хотят здесь остаться. А куда уходить? Это наша деревня, наши дома. Я лично против».

Карина и ее муж накрывают на стол. «Потеряли дом, но не чувство гостеприимства», — говорит она. Настрой этих людей и правда удивляет. Разговоры дошли до ставшего уже вечным вопроса: могут ли армяне и азербайджанцы жить бок о бок.

Нарине Хуршудян, жительница села Шурнух: «Я думаю, чувство беспокойства есть у всех нас. А как нам не волноваться? Сложно представить, что мы будем так далеки друг от друга».

30-летнее противостояние двух стран привело к тому, что народы полностью потеряли доверие. Сейчас установился мир, но в Армении мало кто сомневается, что снова будет война и через пять, десять, тридцать лет снова будут погибать люди. И тогда Шурнух окажется в самом эпицентре. А пока тут тихо, и вместо выстрелов слышно, как развевается флаг.