Тысячи человек вышли к парламенту Грузии в знак протеста против принятия закона об иностранных агентах. Несмотря на предупреждения МВД, толпа отказывается расходится, в результате столкновений митингующих с полицией есть пострадавшие. Президент Грузии Саломе Зурабишвили поддержала протестующих и заявила, что наложит на закон вето.
Что произошло
Вечером 7 марта у здания парламента Грузии на проспекте Руставели в центре Тбилиси собрались тысячи человек, выразивших несогласие с законопроектом об иностранных агентах, который был принят в первом чтении 7 марта. Протестующие скандировали «Сакартвело!» (Грузия) и антироссийские лозунги, держали флаги Грузии и Евросоюза, передает корреспондент RTVI.
В МВД Грузии заявили, что акция протеста у парламента в Тбилиси «приобрела насильственный характер», силовики попытались оттеснить протестующих от здания парламента, применив слезоточивый газ, передает корреспондент RTVI. Митингующие бросали в грузинский спецназ коктейли Молотова, а полиция в ответ применяет водометы.
По состоянию на 01:00 мск 8 марта силовики с площади Свободы дошли до парламента, их сопровождает водомет. Протестующих разгоняют слезоточивым газом, а они кидали в сторону полицейских фейерверки, передает корреспондент RTVI.
Чем недовольны митингующие
В феврале депутаты из движения «Сила народа» предложили два законопроекта, которые касаются требований к организациям, получающим зарубежное финансирование:
Если доля зарубежного финансирования неправительственных организаций (НПО) и средств массовой информации (СМИ) превышает 20%, они должны регистрироваться в специальном реестре как «агенты иностранного влияния» и отчитывались о доходах. За отказ или уклонение от регистрации «иноагентам» грозит штраф до 25 тысяч лари (примерно $9.5 тыс.). Публично указывать свое «иноагентство» не требуется.
Именно эта версия инициативы об иноагентах была одобрена грузинскими депутатами 7 марта, что спровоцировало протесты. «За» проголосовали 76 депутатов, «против» — 13.
Касается не только НПО и СМИ, но любых физических и юридических лиц. Эта версия схожа с американским Законом о регистрации иностранных агентов (FARA) и, в отличие от первого варианта закона, предусматривает уголовное наказание для нарушителей. В США иноагенты, которые уходят от своих обязательств, могут получить до пяти лет тюрьмы. Голосование по второму варианту грузинского законопроекта об иноагентах состоится 9 марта.
«Сила народа», которая инициировали оба законопроекта, входит в парламентское большинство и имеет в СМИ репутацию «антизападной» политической силы. В правящей партии «Грузинская мечта» заявили, что поддерживают обе инициативы об иноагентах и подчеркнули необходимость сделать ситуацию в стране более прозрачной. Там также указали, что их законопроект опирается на американский опыт. «С одной стороны, нам говорят, что поляризация должна прекратиться, а с другой стороны, кто-то, иногда один и тот же субъект, финансирует эту поляризации. Я думаю, что это [законы об иноагентстве] будет носить профилактический характер. Некоторые люди будут воздерживаться от финансирования поляризации», — заявлял председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе.
Парламент Грузии состоит из одной палаты, в которой заседает 150 депутатов. Парламентское большинство — у партии «Грузинская мечта» (74 кресла) и отколовшегося от нее в октябре движения «Сила народа» (9 кресел). Крупнейшая оппозиционная партия — «Единое национальное движение» (ЕНД), основанная в 2001 году Михаилом Саакашвили (16 кресел в парламенте).
Оппоненты законопроекта сравнивают его с российским аналогичным законом и опасаются, что такие меры могут навредить шансам страны получить статус кандидата в Евросоюз.
Представитель Госдепа Нэд Прайс назвал «ошибочными» сравнения грузинского законопроекта с FARA. «Заявления о том, что грузинский законопроект основан на FARA — эти заявления заведомо ложны. И на самом деле, этот законопроект, похоже, основан на аналогичном российском и венгерском законодательстве, а не на FARA или каком-либо другом американском законодательстве», — отметил он.
В ЕС заявили, что законопроект об иноагентах «вызывает опасения», а его утверждение было бы несовместимо с ценностями Евросоюза.
Что заявила президент
Президент, независимый политик Саломе Зурабишвили выступила в защиту протестующих и назвала законопроект неконституционным, так как стремление Грузии в Евросоюз закреплено в основном законе страны (статья 78). Зурабишвили также сказала, что наложит на инициативу об иноагентах вето, которое, впрочем, можно преодолеть большинством голосов парламента.
В сентябре прошлого года Зурабишвили наложила вето на законопроект о расширении полномочий следственных органов, однако парламент его преодолел.