В Ереване прошли очередные протесты: активисты, которые требуют отставки премьера Никола Пашиняна, перекрыли своими автомобилями два крупных проспекта. Полиции пришлось использовать эвакуаторы. Пеших участников акции силовики выдавливали с проезжей части. Митинги с требованием отставки Пашиняна прошли также в Гюмри. Там протестующие перекрыли площадь, на которой находится здание мэрии. В МВД Армении сообщили о 85 задержанных в обоих городах. Протестный шторм в стране после прекращения войны в Нагорном Карабахе не стихает. Подробности ― в материале корреспондента RTVI в Ереване Артура Хачатряна.
Отвечать на вопросы депутатов Николу Пашиняну приходится в полупустом зале заседаний. Оппозиция демонстративно покинула здание парламента, заявив, что в Армении есть только одна политическая повестка ― отставка Пашиняна. Так, сразу после тяжелой войны и капитуляции Армения свалилась в политический кризис.
Практически все политические силы в стране заявляют: после потери значительных территорий руководитель страны должен покинуть пост. Пашинян и его команда с этим не согласны ― они надеются удержаться на своих должностях. Общественное мнение неоднозначно. Вот сотни сторонников Пашиняна собрались на площади, некоторые в военной форме. И премьер с репродуктором, как в лучшие революционные годы.
Никол Пашинян, премьер Армении: «Я вам обещаю, что не предам народ. Я обещаю, что когда будет необходимость, я вас всех приглашу на площадь. Но сейчас прошу прекратить митинг».
Если провластные митингующие разошлись, то акции оппозиции набирают обороты и становятся разнообразнее. Методы переняли у самого Пашиняна. Группа молодых людей перекрывает улицу, а на площади Свободы ежедневно собираются тысячи человек. Среди них и бывший глава СНБ Армении, который из члена команды премьера превратился в одного из главных его критиков.
Артур Ванецян, глава партии «Родина»: «Никол Пашинян и его команда, которые не смогли вовремя показать себя как лидеры и не смогли дойти до такого решения, которое было бы приемлемо и для армянского народа, ― они должны уйти, потому что они в дальнейшем не смогут сделать что-то полезное для армянского народа».
Во всей этой конфигурации свое место занял и президент страны Армен Саргсян. У него нет полноты власти, но есть политический вес.
Армен Саргсян, президент Армении: «Для того, чтобы уберечь страну от потрясений, в конце концов неизбежны будут внеочередные выборы в Национальное собрание. В этом контексте, по-моему, единственным ответственным подходом может быть объективная оценка правительством и правящей политической силой собственного потенциала и представление в сжатые сроки дорожной карты, которой будут намечены сроки инициирования соответствующих конституционных процессов, в результате которых будет возможно провести внеочередные выборы в Национальное собрание. А до этого управление будет передано имеющему высокую квалификацию Правительству национального согласия».
Но, несмотря на колоссальное давление и резкое падение рейтинга, Пашинян хочет остаться у власти как минимум еще на полгода. За этот срок он обещает отчасти претворить в жизнь дорожную карту по восстановлению страны. Но к нему есть вопросы здесь и сейчас. Один из главных: как мог пасть Шуши, город-крепость в самом сердце Арцаха.
Никол Пашинян, премьер Армении: «Не было приказа сдать Шуши. В Шуши после боев найдено больше 300 тел погибших. Вы представляете масштаб этого сражения? А есть люди, кто говорит, что генералы или же политическое руководство якобы приказали не сражаться за Шуши. Тогда по чьему приказу эти люди бились и погибали?»
В Шуши сейчас стоят азербайджанские войска. Вокруг следы войны: неразорвавшиеся снаряды, испепеленные машины и обгоревшие тела. Их постепенно убирают. При подъезде к городу рядом с азербайджанским флагом висит турецкий. Жизненно важную дорогу Лачин-Степанакерт под охрану взяли российские миротворческие войска. Дорога уже три дня как функционирует, но поток машин пока небольшой.
Вреж Бабаджанян, житель Армении: «Миротворцы стоят нормально. Спрашивали, как дорога в Лесогорье. Сказали ― нормально, без проблем езжайте. Не могу сказать, что страшно».
Армянам придется ездить по этой дороге, поскольку другой не будет. С этого дня власти Нагорного Карабаха постепенно без боя будут сдавать Азербайджану три района. Таковы условия соглашения. Взамен не получат ничего. Многие сжигают свои дома.
Вместе с этим в подконтрольные армянским силам территории возвращаются беженцы. Порядка трех тысяч человек снова живут в своих домах. Для многих гарантом безопасности являются российские миротворцы.
Армения постепенно приходит в себя после войны, но параллельно скатывается в политический кризис. На многие вопросы армян так и не дали ответов. Но уже сейчас понятно: премьеру Пашиняну сохранить власть будет крайне тяжело. Потерю части Арцаха здесь называют самой большой трагедией армянского народа после геноцида в Османской империи.