Коллегия выборщиков подтвердила победу Джо Байдена на выборах президента. Тем не менее Дональд Трамп сдаваться не собирается: он заявил своим советникам, что не покинет Белый дом даже после инаугурации демократа. А 12 декабря в Вашингтоне после очередного марша сторонников действующего президента начались беспорядки. Корреспондент RTVI Борис Кольцов поехал в американскую столицу, чтобы понять, чего хотят сторонники Трампа и к чему может привести их протест.

12 декабря две Америки схлестнулись на улицах Вашингтона: леворадикальная молодежь из столичного региона и ультраправые, которые «понаехали». И те, и другие ненавидят друг друга. Одних бесит в других любовь к Дональду Трампу, других бесит в оппонентах ненависть все к тому же Трампу. И щадить они не готовы ни себя, ни врагов.

Если бы не практически постоянное оперативное вмешательство полиции, ножевых и огнестрельных ранений в субботу вечером было бы, наверное, больше. По официальным данным, колотые ранения получили четыре человека, пулевое — один. Все раненые — представители левых активистов, возмущенных появлением в городе сторонников Трампа. Один из телеграм-каналов BLM в тот горячий вечер сообщал о раненном ножом трамписте, но в сводки полиции эта информация не вошла.

Оружия действительно было много: от банальных бит и баллончиков со слезоточивым газом, до ножей и электрошокеров. Чаще они встречались в руках у гостей столицы. Зато фирменный почерк ультралевой молодежи — фейерверки. Они используют их как для нападения, так и для поднятия боевого духа. Та враждебность, с которой толпы антагонистов гонялись друг за другом по вечернему Вашингтону, заставляет внимательнее присматриваться к перспективе, которой любят пугать сторонники Трампа.

Кэни, сторонник Трампа из Индианы: «Демократы, укравшие эти выборы, не представляют, что они начали. Большинство людей понятия не имеют. Следующие выборы, это будут совсем не выборы. Понимаешь, не будет выборов, будет гражданская война».

Сторонники действующего президента неохотно рассуждают о выборах 2024 года и участии в них Трампа. Для них он еще битву за второй срок не проиграл. Точнее, выиграл, но победу украли. И раз не вернули ее выборщики, вернут конгрессмены.

Мэтью Коллинз, сторонник Трампа из Южной Каролины: «Конгрессмен Мо Брукс из Алабамы заявил, что он оспорит результат выборов. Если под натиском доказательств мошенничества и обмана к нему присоединится один сенатор, то выборы перейдут в руки Палаты представителей. Каждый штат получит один голос в зависимости от своей делегации в Конгрессе. Республиканцы контролируют большинство делегаций штатов. Дональд Трамп будет переизбран президентом Конгрессом США».

На самом деле процедура дисквалификации результатов выборов на этом этапе несколько сложнее. Для того, чтобы вместо голосов выборщиков победившего кандидата определяло голосование в нижней палате Конгресса, за убедительность доказательств фальсификаций должно проголосовать большинство в Сенате и Палате представителей. В последней большинство у демократов, а у сенаторов не все республиканцы готовы поверить в то, что не удалось доказать в судах.

Грегори Файфер, политолог, директор Института современных международных отношений: «Я думаю, это действительно нереалистичная надежда. Мы знаем, что Митч Макконнелл, который только несколько дней назад осознал победу Байдена, уже пытается уговорить сенаторов этого не делать. Так что, я думаю, вряд ли это будет. С другой стороны, я думаю, эта надежда есть у Трампа и у его самых близких сторонников. Мы знаем, что они сейчас пытаются все делать, чтобы выбросить результаты выборов и остаться в Белом доме».

Митч Макконнелл — одно из последних крупных разочарований Трампа. Новость о том, что лидер республиканского большинства в Сенате по результатам голосования выборщиков поздравил Джо Байдена с победой, действующий президент сопроводил новым твитом: «Митч, 75 миллионов голосов — рекорд для действующего президента. Слишком рано сдаваться. Республиканская партия должна наконец научиться сражаться. Люди в ярости!»

Именно после таких тезисов Трампа обвиняют в призывах к гражданскому противостоянию и атаках на демократию. Митч Макконнелл, в свою очередь, аккуратно не поддержал идею посоветовать главнокомандующему признать победу соперника.

Митч Макконнелл, лидер республиканского большинства в Сенате США: «У меня нет никаких советов президенту по этому поводу. Я высказал свое мнение, что на основе того, как работает наша система, решение коллегии выборщиков является решающим».

Совсем недавно во втором рукаве трампистов была надежда на Верховный суд. Но она умерла еще до коллегии выборщиков, когда члены высшего судебного органа отказались принять иск от штата Техас с требованием отменить результаты выборов в Висконсине, Пенсильвании, Мичигане и Джорджии. К иску, помимо Трампа, присоединились еще 128 конгрессменов-республиканцев.

Грегори Файфер, политолог, директор Института современных международных отношений: «Это была попытка выкинуть семь миллионов голосов на выборах и таким образом прихватить власть. Суд даже не стал рассматривать этот иск. Все эти показатели для меня не дают надежду, что что-то поменяется в этой стране. Я думаю, что республиканцы будут бороться против Байдена, будут убеждать его, что он не легитимный президент».

Один из тех, кто призывает сейчас к переменам и единению — избранный президент Джо Байден. Тем не менее выступая после оглашения результатов голосования выборщиков он назвал иск прокурора Техаса в Верховный суд попыткой передать пост президента проигравшему кандидату.

Джо Байден, избранный президент США: «К счастью, Верховный суд единогласно, без промедлений и окончательно отклонил эту попытку. Суд дал четкий сигнал президенту Трампу, что они не будут участвовать в беспрецедентном нападении на нашу демократию. Президенту Трампу были предоставлены все возможности для оспаривания результатов. Он в полной мере воспользовался каждой из них».

Biden Trump

Фотография: Susan Walsh / AP

Какое дальнейшее политическое будущее ждет Трампа? Как оно повлияет на целостность Республиканкой партии? И встретятся ли соперники этого года на президентских дебатах 2024 года? На все эти вопросы сейчас нет однозначного ответа. Даже сам Трамп вряд ли представляет, какую роль займет в обществе, когда придется покинуть Белый дом. Очевидно одно — политик он несистемный, таким и останется, иначе поклонники не поймут.

Сандра, сторонница Трампа из Мэриленда: «Он это перемены. Он говорит то, что думает, то, что имеет в виду, и если дает обещания, то они будут выполнены на самом деле. Да я вообще никогда в жизни так не гордилась тем, что поддерживаю политика. Меня политики никогда не интересовали, никогда. Со мной это первый раз. Он не политик. Он настоящий человек. Он говорит простым языком, и вы понимаете, что он говорит. И если он обещает, то делает, даже если это сложно. И поэтому я полюбила его! Да, именно так».

Трамп, кстати, несмотря на отрицание поражения, уже пообещал принять участие в следующих выборах. На субботнем митинге в Вашингтоне часть его сторонников отказывалась это воспринимать всерьез, поскольку это не вписывалось в их нынешнюю реальность с еще не проигранными выборами. Другие уходили в рассуждения про веру и реальность, в которой Трампу в этот раз точно не победить.

Джим Робертс, сторонник Трампа из Южной Каролины: «Я считаю, что он был законно избран. Я верю в это. Но если попросите поверить в судебную систему, которая ходила по пятам за ним четыре года, если попросите поверить в разведсообщество, которое преследовало его четыре года, или поверить в политическую систему, которая гонялась за ним в течение четырех лет со всей своей неподтвержденной ложью… И спросите, будет ли он президентом? То нет, на вышеперечисленных основаниях. Но! Я допускаю вероятность, что господь способен на все!»

Эта же логика может сработать и в 2024 году, если, конечно, Трамп действительно найдет в себе силы на еще одно президентское ралли.

Грегори Файфер, политолог, директор Института современных международных отношений: «Очень многие думают, что Трамп никогда не хотел стать президентом в 2016 году, что это была попытка сделать себе пиар, заработать еще больше денег. И я думаю, это действительно было так, и сам он не ожидал, что станет президентом. Может быть, то, что он сейчас делает, — это продолжение всего этого, личной телевизионной компании, реалити-шоу. Посмотрим. Сомневаюсь, что через четыре года у него будет достаточно энергии и воли, чтобы опять стать президентом. Но я не думаю, что мы можем это исключить».

Халид Питс, старший вице-президент организации FairVote: «Это призрак Дональда Трампа. И он снова будет баллотироваться или нет? У Республиканской партии будут те, кто тоже стремится стать президентом. И им придется либо ждать, чтобы увидеть, что сделает Дональд Трамп, либо решать на своей страх и риск, что надо выдвигаться, что надо стать знаменосцем для всех, кто не хочет, чтобы президент Трамп снова баллотировался. И для него важно будет продержаться как можно дольше, чтобы сохранить контроль над Республиканской партией».

Если не получится контролировать Республиканскую партию долго, дело может дойти до создания своей собственной. Говорят, что уже даже обсуждают варианты названия. Тем более что у сторонников Трампа вашингтонская элита всегда была не в почете.

Кэни, сторонник Трампа из Индианы: «Одна из самых больших проблем двухпартийной системы заключается в том, что в конце концов они делят одно ложе. Давай сделаем это, давай это, давай откупимся от этих людей. Я почешу тебе спинку, ты — мне. В этом и проблема. Я призываю вас выйти из республиканцев и демократов».

Наверняка далеко не все сторонники Трампа придерживаются такого мрачного взгляда на американское политическое наследие. Но все равно непонятно, кто из них готов услышать избранного президента.

Джо Байден, избранный президент США: «Как сказано в молитве святого Франциска: ибо где раздор — там единство, где сомнение — там вера, где тьма — там свет. Вот, кто мы как нация. Это Америка, которую мы любим. И такой Америкой мы собираемся стать».

2020 год оставляет открытые вопросы по многим пунктам. Политическое или просто будущее Америки —среди них. Первые ответы могут появиться сразу после новогодних праздников. Следующая ключевая дата в поствыборном процессе — 6 января, когда на Капитолийском холме должны утверждать итог голосования выборщиков.

Ближайшая суббота накануне — 2 января. Несогласные с победой Байдена наверняка снова захотят заявить о себе. И по тому, сколько гостей столицы соберется в Вашингтоне в первые дни нового года, и по их поведению на улицах города можно будет понять, возвращается ли американская политическая жизнь в привычное предсказуемое русло.