От уровня компетентности, степени уверенности в курсе партии и личных связей «новых» партийных боссов зависит почти все: каким курсом пойдет китайская экономика, с кем из мировых держав Китай будет сближаться, а с кем соперничать, и какой будет жизнь простого китайца. Юбилейный XX съезд проходит на фоне крупнейших в истории современного Китая вызовов — как внешних, так и внутренних.
Главная функция съезда Компартии Китая, в котором участвуют 2296 делегатов, — голосование за состав двух ключевых партийных органов: нового созыва Центрального комитета КПК (более 200 партийцев) и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины (отвечает за борьбу с коррупцией в рядах партии).
23 октября, на следующий день после окончания XX съезда КПК, новый созыв Центрального комитета партии проводит свой первый пленум.
На пленуме ЦК утвердит членов самых важных партийных органов: Политбюро (топ-25 партии), Постоянного комитета Политбюро (топ-7 партии), Центрального военного совета КПК (высший партийный орган по руководству Вооруженными силами КНР) и выберет секретаря Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины.
И, самое важное, на первом пленуме ЦК КПК выберет нового генерального секретаря ЦК Компартии Китая. И здесь намечаются коренные изменения в устройстве китайской власти: Си Цзиньпин впервые со времен Мао Цзэдуна может остаться генсеком ЦК КПК на третий срок. После, в марте 2023 года, вероятно последует переизбрание Си Цзиньпина на главную государственную должность — председателя КНР.
Таким образом пересматриваются прежние нормы возрастных ограничений, ломается традиционный с времен Дэн Сяопина процесс передачи власти, а степень единоначалия в партии напоминает период руководства Мао.
После эпохи Мао Цзэдуна был и другой случай, когда генсек ЦК КПК пребывал в должности более десяти лет. Представитель третьего поколения китайских руководителей, председатель КНР Цзян Цзэминь (1993-2003 гг.) руководил партией с 1989 по 2002 год. Но такое изменение было вынужденным — предыдущий генсек ЦК КПК Чжао Цзыян выступил на стороне студентов, протестовавших на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года. Фактический руководитель партии и государства тех времен — Дэн Сяопин — предложил Цзян Цзэминя в качестве нового генсека ЦК, и его избрали не по итогам следующего съезда, запланированного на 1992 год, а на четвертом пленуме ЦК тогдашнего созыва. Кстати, тогда Дэн Сяопин занимал только две должности: председатель Центрального военного совета КНР и председатель Военного совета КПК. При этом за все время пребывания у власти Дэн Сяопин не занимал ни должность председателя КНР, ни генсека ЦК КПК.
Под руководством Си Китай переживает новый виток экономической и технологической конфронтации с США, уходящий корнями еще в годы мирового кризиса 2008 года и обострившийся во время торговой войны Дональда Трампа. В 2022 году это противостояние приобрело более яркий политический окрас: визит Нэнси Пелоси на Тайвань в августе запомнится в Азии как «четвертый кризис в Тайваньском проливе». После подписания новых контрактов о поставке американского оружия на Тайвань для КНР остро встает вопрос объединения китайской нации и взятия острова под контроль.
Вооруженный конфликт на Украине и последующее санкционное давление на Россию и ее крупнейших торговых партнеров серьезно дестабилизировали рынки энергоносителей, продовольствия и технологий, нарушили товарные цепочки и сложившуюся систему международных отношений. Все это не может не тревожить Китай.
При этом внутри страны продолжают действовать жесткие противокоронавирусные меры, что сказывается на экономике — и китайской, и мировой. А партия продолжает борьбу с коррупционерами в высших эшелонах власти.
На этом фоне председатель Си Цзиньпин — глава государства и лидер партии — призывает китайских коммунистов сплотиться ради «великого возрождения китайской нации».
«Чтобы осуществить великую мечту, необходимо вести великую борьбу. Общество движется вперед в движении противоречий, а где есть противоречия, там есть и борьба», — говорится в статье Си Цзиньпина, опубликованной за две недели до начала 20 съезда в партийном журнале «Цюши» (求是 — «искать правду»).