Возможные участники нападения на главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова работали у Дениса Щирова – родного брата начальника полицейских из «дела Ивана Голунова». Один из них был гендиректором в компании, связанной с Щировым. Собеседник RTVI, знакомый с его бизнесом, уточнил, что фактически оба предполагаемых нападавших работали в службе безопасности ювелирной компании под руководством Щирова.

Как связаны фигуранты дела Голунова и нападения на Муратова

7 апреля на Казанском вокзале краской с ацетоном облили нобелевского лауреата Дмитрия Муратова, ожидавшего отправления поезда. На следующий день полицейские задержали одного из нападавших. По данным издания Baza, это уроженец Черниговской области Украины Илья Марковец. Второго нападавшего издание идентифицировало как Николая Трифонова родом из Курской области России. В розыск его не объявляли, так как уголовное дело по факту нападения до сих пор не возбудили. Позже личности предполагаемых участников нападения подтвердило собственное расследование «Новой газеты». Для этого издание, ранее объявившее о прекращении публикаций до окончания боевых действий на Украине, даже прервало молчание.

Из базы данных СПАРК следует, что ИНН, который в 2019 году принадлежал Трифонову, теперь используется Тихоновым Павлом Владимировичем. В 2013 году тот же ИНН числился за Тарусовым Сергеем Юрьевичем. «Новая газета» также утверждает, что Трифонов, Тихонов и Тарусов — это один и тот же человек.

В разное время Трифонов-Тарусов-Тихонов числился учредителем или гендиректором нескольких сельскохозяйственных и ювелирных предприятий, а также был учредителем ныне ликвидированной общественной организации инвалидов и ветеранов боевых действий.

нападение на Муратова

Среди этих юридических лиц RTVI обнаружил ликвидированную в 2017 году компанию «Изумруд», которая занималась производством ювелирных изделий. Трифонов был там генеральным директором с августа по ноябрь 2015 года. При регистрации и вплоть до 2014 года компания носила название «Бронницкий ювелир». Адрес сайта, указанный при регистрации в налоговой, ведет на страницу одноименного ювелирного магазина, принадлежащего Бронницкому ювелирному заводу (при основании в 1924 году он носил название артель «Изумруд»).

Компания «Изумруд», в свою очередь, связана с цепочкой других фирм, которые объединяют общие номера телефонов, руководители и фирмы в уставном капитале. В частности, три компании — «Ювелирный салон “Золотое ремесло”», «Ювелирная компания “Золотое ремесло”» и «Золотое ремесло» — между собой связывает один человек, в разное время бывший там генеральным директором. Это — Денис Щиров.

Фамилия Щирова впервые прозвучала в СМИ летом 2019 года, но была связана не с Денисом, а с его братом полковником Андреем Щировым. Тот работал начальником отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД ЗАО Москвы и был непосредственным руководителем полицейских, подкинувших наркотики журналисту «Медузы»* Ивану Голунову.

Тогда же, в 2019 году, организация Transparency International — Russia** сделала расследование о семье Щировых. Из него следовало, что Денис руководил частью компаний, связанных с «Бронницким ювелиром», и представлял их интересы в судах. По данным СПАРК, жена Андрея Анатастия Щирова была совладельцем компании Дениса Щирова «Золотое ремесло»,.

В 2010 году связанные с заводом «Бронницкий ювелир» компании фигурировали в уголовном деле о незаконном обороте золота и серебра с использованием схемы по уклонению от уплаты НДС. Расследованием занималось управление ФСБ по Москве и Московской области. Частично материалы дела приводятся в решении арбитражного суда, говорилось в расследовании TI — R.

Собеседник RTVI, сотрудничавший со структурами Бронницкого ювелирного завода, рассказал, что в середине 2010-х Денис Щиров фактически возглавлял службу безопасности одной из дочерних компаний завода, а Трифонов и Марковец в разное время были его непосредственными подчиненными. По словам источника, Денис Щиров «исчез» из бизнеса вскоре после скандала с подбросом наркотиков Голунову.

Андрея Щирова тогда отстранили от должности. В деле Голунова у полковника статус свидетеля. Но издание Baza опубликовало решение суда о наблюдении за Щировым, из которого следовало, что ФСБ подозревала его в подбросе наркотиков невиновным людям и фабрикации уголовных дел. В марте 2021 года «Интерфакс» со ссылкой на источники сообщал, что Щиров покинул Россию и находится в Черногории.

О втором предполагаемом участнике нападения, Илье Марковце, известно немного. По данным СПАРК, в 2013 году он учредил в Пскове компанию «Братья по оружию», но вскоре вышел из бизнеса, а в 2020 году стал единственным владельцем подмосковной компании «Стратегия-2020». Спустя год налоговая внесла Марковца в реестр дисквалифицированных лиц за предоставление недостоверных данных, а затем ликвидировала фирму.

Также выяснилось, что Марковец, как минимум с 2015 года, работает в «Школе современных психотехнологий» специалистом «в области проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа». Собеседник RTVI, работавший со структурами Бронницкого ювелирного завода, рассказал, что они пользовались услугами этой организации.

Корреспондент RTVI спросил Дениса Щирова о его связях с предполагаемыми участниками нападения на Муратова. Предприниматель отказался отвечать на вопросы и пожелал «всего доброго». Марковец прочитал сообщения в телеграме, но не ответил. Что с ним произошло после задержания, также выяснить не удалось. В «Бронницком ювелире» на момент публикации на вопросы RTVI не ответили, связаться с Трифоновым корреспонденту не удалось.

Что еще известно о нападавших

«Новой газете» удалось установить связь между Союзом десантников и одноименным телеграм-каналом, где было опубликовано (а затем удалено) видео с обливанием Муратова краской.

Фотография: Дмитрий Муратов / «Новая Газета»

Фотография: Дмитрий Муратов / «Новая Газета»

Председатель правления Союза десантников России Валерий Юрьев отрицает его причастность к нападению. Он также сказал, что канал не имеет отношения к организации. По данным «Новой газеты», в соцсетях официального Союза десантников этот телеграм-канал дважды указывался как резервная площадка для публикаций инстаграм-аккаунта, в котором, кроме того, указан номер телефона и адрес почты полковника Павла Поповских (обвинялся в убийстве журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова, скончался в феврале 2018 года). Этот же номер телефона указан в контактах московского отделения Союза десантников, соучредителем которого являлся Поповских.

С Союзом десантников оказался связан и Трифонов. В 2006 году во время учебы в МГУ Трифонов основал организацию ветеранов боевых действий «Отвага». В те же годы на фоне увлечения ультраправыми идеями Трифонов познакомился с Дмитрием Демушкиным и Геннадием Шибановым, пишет «Новая газета». Шибанов — координатор движения «Русская Москва», фигурировал в уголовном деле об антимигрантских беспорядках в Бирюлево, а в «Отваге» занял место зампреда совета организации. В 2008 году Трифонов участвовал в слете движения «Наши» на Селигере в составе делегации ВДВ, а в 2011 году упоминался как член центрального совета Союза десантников России.

* признано в России СМИ — иностранным агентом

** признана в России НКО-иностранным агентом

Дмитрий Никитин, Мяйле Мачюлите, Максим Солопов